Фредерик Ягеллон

(польск. Fryderyk Jagiellończyk; 27 апреля 1468, Краков — 14 марта 1503, там же) — архиепископ гнезненский и примас Польши, епископ краковский.

Шестой сын Казимира Ягеллона и Елизаветы Габсбургской (Ракушанки). Не имел шансов на престол, и поэтому обратился к церкви. После смерти епископа Яна Жешовского был избран 13 апреля 1488 года епископом краковским. Отец его хотел, чтобы он принял также должность епископа-князя варминского, но капитула варминцкая избрала в 1489 году Лукаша Ваценроде (дядю Николая Коперника).

После смерти Збигнева Олесьницкого был также избран архиепископом гнезненским и примасом Польши (2 октября 1493), но не отказался от краковского епископального престола. Таким образом, он совмещал две самые почётные должности католической церкви в Польше. Кроме того, 20 сентября 1493 года папа провозгласил его кардиналом.

Библиография

* Hubert Kaczmarski, Poczet Prymasów Polski, Warszawa 1988.

* Piotr Nitecki, Biskupi Kościoła w Polsce w latach 965—1999, ISBN 83-211-1311-7, Warszawa 2000.

Фульхерий Шартрский

Фульхерий Шартрский (лат. Fulcherius Carnotensis, фр. Foucher de Chartres, около 1059 – около 1127) — французский священник, хронист 1-го крестового похода. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana), одного из наиболее ценных и достоверных трудов, описывающих события 1-го крестового похода и раннюю историю Иерусалимского королевства.

Биография

Фульхерий родился около 1059 года в Шартре. После того, как в ноябре 1095 года папа Урбан II призвал христиан Европы освободить Иерусалим от владычества мусульман, он присоединился к армии Стефана Блуаского и Роберта Нормандского и отправился в Константинополь. Затем, после объединения крестоносцев, проследовал в Мараш, где был назначен капелланом Балдуина Булонского. Объединившись, основные силы христиан выдвинулись к Антиохии, Фульхерий же вместе со своим новым господином направился через Киликию к Эдессе, где Балдуин основал графство Эдесское.

В 1099 году христиане завоевали Иерусалим. После того, как Балдуин в 1100 году был провозглашен королем Иерусалимского королевства, Фульхерий не вернулся с подавляющим большинством крестоносцев в Европу, а предпочел остаться на Востоке. После 1115 года он был каноником Храма Гроба Господня и, вероятно, его заботам были доверены сокровищница и реликвии, хранившиеся в храме.

Historia Hierosolymitana

Фульхерий приступил к работе над «Иерусалимской историей» не ранее осени 1100 года. Вероятно, он имел доступ по меньшей мере к одной библиотеке Иерусалима и во время работы использовал в качестве источников письма и другие документы, касающиеся крестового похода. При описании событий, свидетелем которых он не являлся, его источниками могли быть сочинение Раймунда Ажильского «История франков» и анонимная хроника «Деяния франков и прочих иерусалимцев».

Сочинение Фульхерия состояло их трех книг. Первая книга, завершенная около 1106 года, начиналась с рассказа о Клермонском соборе и описывала завоевание Иерусалима и основание Иерусалимского королевства Готфридом Бульонским, одним из лидеров крестоносцев. Кроме того в ней содержался восторженный отзыв автора о Константинополе. Эта часть хроники полностью не сохранилась, однако ее отрывки частично дошли до нашего времени благодаря Гвиберту Ножанскому, хронисту и современнику Фульхерия, использовавшему выдержки из его труда в собственном сочинении «Деяния Бога через франков». Вторая книга рассказывала о деяниях Балдуина Булонского, принявшего титул короля Иерусалима и правившего с 1100 по 1118 год. Третья и заключительная книга содержала биографию короля Иерусалима Балдуина II. Ее повествование обрывается на рассказе о чуме 1127 года, эпидемия которой унесла жизни многих иерусалимцев и в том числе, вероятно, жизнь самого автора. Вторая и третья книги были написаны соответственно около 1109 – 1115 гг. и 1118 – 1127 гг.

Многие современники автора — например, Гийом Тирский и Вильям Мальмсберийский — использовали «Иерусалимскую историю» в качестве источника информации при написании собственных сочинений. Впервые хроника Фульхерия Шартрского была опубликована в 1913 году.

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me