Капитализм

Социально-эконом. система, осн. на крупном товарном производстве, частном предпринимательстве, свободной конкуренции производителей. При К. эконом. деятельность регулируется соотношением спроса и предложения на рынке, средства производства (капитал) находятся в частной собственности, прибыль от их использования получают их владельцы, которые частично снова вкладывают ее в производство с целью получения новой прибыли. Для К. характерно расслоение об-ва на собственников капитала (буржуазию), контролирующих производство, и лишенных капитала наемных работников (пролетариат), занимающих подчиненное положение.

К. появился в Зап. Европе в Новое время. Причинами возникновения и распространения К. стали открытие новых континентов, давшее европейцам неограниченный простор для новых инициатив, механизация труда, повысившая его производительность и в то же время увеличившая стоимость средств производства. Вслед за М. Вебером мн. исследователи указывают на благоприятную для развития К. роль протестантизма. Согласно этой теории, лютеранство, рассматривающее профессиональную деятельность как призвание от Бога, а также кальвинизм, согласно которому суровый аскетизм в повседневной жизни и удача в делах является знаками избранности к спасению, повлияли на формирование особого психологического типа человека — собранного, методичного, планомерно и рационально направляющего все свои силы на достижение успеха в материальной сфере. Именно этот человеч. тип сыграл большую роль в ранней фазе развития К. Важным фактором развития К. также явилась ликвидация мн. сословных и др. привилегий правового, имущественного и налогового характера в результате ряда реформ и революций XVII–XIX вв., в частности Французской революции 1789–99.

Осн. принципы экономики К. сформулированы в работах А. Смита и др. представителей классической политической экономии. Эти авторы считали эконом. систему, осн. на свободном предпринимательстве, единственно соответствующей природе человека и об-ва. Один из гл. постулатов этого направления состоял в том, что преследование каждым человеком своего интереса автоматически ведет к возрастанию богатства всего об-ва. Эта предпосылка индивидуалистического характера (индивидуализм) лежала в основе теории и практики эконом. либерализма, согласно которому единственным регулятором промышленного развития должны быть рыночные механизмы, а деятельность профсоюзов и гос. вмешательство в хозяйственную жизнь тормозят его.

Развитие К. показало, что эконом. либерализм, решая одни проблемы, создает множество других, и притом трудноразрешимых. Неконтролируемый нелинейный рост эконом. производства при К. сопровождался периодическими кризисами перепроизводства, вызывавшими разорение большого числа людей. Сосредоточение капитала в руках меньшинства населения и избыток рабочей силы приводили к жестокой эксплуатации пролетариата и его обнищанию, а в результате — к классовым конфликтам, впоследствии дополненным противоречиями между богатыми и бедными странами. Либеральный К. вызвал и экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Наконец, стремление капиталистов к увеличению прибыли привело к созданию крупными корпорациями монополий, разрушавших свободную конкуренцию, т.е. основу рыночной экономики. Последствия либерализма вызвали критику К. социалистическими течениями (в т.ч. марксизмом), выступавшими за отмену частной собственности и национализацию экономики, что было произведено в XX в. в ряде стран, начиная с советской России. Однако ист. опыт этих стран, закончившийся крушением мировой социалистической системы в кон. 1980-х — нач. 1990-х, показал, что гос. плановая экономика менее эффективна, чем К., и также часто приводит к жестокой эксплуатации трудящихся и их обнищанию.

Характер К. в течение XX в. существенно изменился по сравнению с первоначальной либеральной моделью. Для совр. К. в той или иной степени характерны соучастие мн. лиц в управлении предприятиями через акционирование, повышение роли менеджеров по сравнению с собственниками, активное вмешательство профсоюзов при определении зарплаты, условий труда и т.д., элементы макроэконом. регулирования хозяйственной деятельности, гос. гарантии социальных прав граждан, антимонопольное и экологическое законодательство. Поэтому совр. К., сочетающий рыночные механизмы с гос. и профсоюзным регулированием, часто называется смешанной экономикой.

Тяжелые социальные последствия К. находятся в фокусе внимания Католической Церкви начиная с энц. Rerum novarum (1891) Папы Льва XIII, которая во многом явилась итогом деятельности катол. рабочих объединений и дала важный импульс их дальнейшему развитию. Церковь осуждает либерализм, считая, что эконом. система не должна углублять существующее неравенство, что принципы максимальной прибыли и свободы конкуренции не могут быть абсолютными законами для экономики, но должны быть подчинены требованиям социальной справедливости и что право частной собственности ограничено требованиями нравственного характера, в частности, обязанностью использовать ее на общее благо. При этом Церковь отвергает социалистические методы решения проблемы и защищает принцип частной собственности как происходящий из человеч. природы и побуждающий человека к ответственности за свои действия. Обществ. классы не являются природными антагонистами и нуждаются друг в друге: «Ни капитал не может существовать без труда, ни труд без капитала» (Rerum novarum, 15), поэтому необходимо, чтобы рабочие и предприниматели искали формы справедливого соглашения друг с другом. Рабочие имеют право объединяться с целью защиты своих интересов перед предпринимателями, и гос-во должно гарантировать это право.

Наиболее полно отношение Церкви к К. выражено в энцикликах Папы Иоанна Павла II. Энц. Laborem exercens (1981) опубликована в то время, когда профсоюзное движение «Солидарность», поддержанное Папой, боролось за права рабочих в социалистической Польше. В этой энц. развита критика К. с позиции персонализма, в частности, заявлен принцип первенства труда по отношению к капиталу: капитал является плодом человеч. труда и должен быть подчинен человеку, являющемуся субъектом труда и конечной целью производства. Первоначальный К. ошибочно рассматривал человека как средство производства, а не как субъекта и цель труда, и любое об-во, где подобная ошибка повторяется, может быть названо капиталистическим. Сама по себе отмена частной собственности и национализация средств производства еще не решает проблемы их обращения на благо всех, т.к. не только частные собственники, но и гос. управляющие могут использовать средства производства вопреки правам человека. Тем самым Иоанн Павел II фактически оценил социализм советского образца как форму гос. К. и распространил на него персоналистические принципы церк. критики К.

В энц. Centesimus annus (1991), написанной в эпоху крушения социалистической системы, внимание во многом сосредоточено на критике совр. К. как об-ва потребления (консумеризм). Идеологическая защита К. опасна тем, что внушает веру в решение всех человеч. проблем путем свободного развития рынка и тем самым сводит цели существования человека к сфере экономики и удовлетворения материальных нужд. В энц. рассмотрен вопрос, является ли К. единственной альтернативой для бывших социалистических стран. Ответ на этот вопрос, подчеркивает Папа, зависит от того, что подразумевается под К. Если имеется в виду эконом. система, признающая положительные ценности инициативы, труда, рынка, частной собственности и вытекающей из нее ответственности, ответ положителен, хотя было бы лучше называть эту систему не К., а более нейтрально — рыночной или свободной экономикой. Если же под К. подразумевается система, в которой эконом. свобода не вписана в юридический контекст, ставящий ее на службу целостной человеч. свободе, включающей прежде всего этическое и рел. измерение, то ответ может быть только отрицательным.

Т.о., в своей оценке К. Церковь различает социально ориентированную рыночную экономику, действующую внутри юридических норм в соответствии с этическими ценностями, от эконом. системы, вдохновляемой исключительно прибылью и равнодушной к требованиям справедливости и человеч. солидарности.

Лит-ра: Зомбарт В. Современный капитализм. М., 1939. 3 т.; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990, с. 43–271; Шумпетер Й. Капитализм, социализм, демократия. М., 1995; Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Познань–М., 1994; Хёффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001, с. 129–236; Tawney R. Religion and the Rise of Capitalism. NY., 1958; Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. C., 1960; Neil-Breuning O. von. Kapitalismus kritisch betrachtet. Fr.–Basel–W., 1974; Benne R. The Ethics of Democratic Capitalism. Philadelphia, 1981; Koslowski P. Ethik des Kapitalismus. T., 1982; Kuppler B. Kapital im Wandel. Baden-Baden, 1988; DЪlken C. Katholische Sozialtheorie und Neoliberalismus. T., 1992.

А. Горелов

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КАПИТАЛИЗМ — КАПИТАЛИЗМ – социально-экономический и общественно-политический строй, пришедший на смену феодализму первоначально в странах Запада, а в течение 20 в. распространившийся по всему земному шару. Новая философская энциклопедия
  2. капитализм — -а, м. Общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом (сменяет феодализм и предшествует социализму). Малый академический словарь
  3. КАПИТАЛИЗМ — КАПИТАЛИЗМ — англ. capitalism; нем. Kapitalismus. 1. Тип СОЦ.-ЭКОН. системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками... Социологический словарь
  4. КАПИТАЛИЗМ — (нем. Kapitalismus, от лат. capitalis — главный) — общественный строй, основанный на частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва и на эксплуатации наемного труда капиталистами, последняя общественно-экономич. Советская историческая энциклопедия
  5. капитализм — Капитал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Капитализм — Общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма. Основные признаки... Большая советская энциклопедия
  7. капитализм — орф. капитализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. капитализм — I. КАПИТАЛИЗМ I а, м. capitalisme m. Общественный строй, основанный на частной собственности капиталистов на средства производства и на эксплуатации наемного труда рабочих капиталистами... Словарь галлицизмов русского языка
  9. капитализм — Заимств. в первой половине XIX в. из нем. яз., где Kapitalismus — суф. производное от Kapital (см. капитал). Соврем. значение — с «Капитала» К. Маркса (первый рус. перевод был сделан в 1872 г.). Этимологический словарь Шанского
  10. капитализм — КАПИТАЛИЗМ -а; м. 1. Общественный строй, в основе которого лежат различные формы частной собственности на средства производства, рыночная экономика и гражданское общество... Толковый словарь Кузнецова
  11. капитализм — Капитализма, мн. нет, м. [фр. capitalisme] (полит., экон.). Способ производства, при котором средства производства являются частной собственностью, производство имеет товарный характер, продукты доходят до потребителя через посредство рынка в виде товара. Большой словарь иностранных слов
  12. капитализм — КАПИТАЛ’ИЗМ, капитализма, мн. нет, ·муж. (·франц. capitalisme) (полит., экон.). Способ производства, при котором средства производства являются частной собственностью, производство имеет товарный характер... Толковый словарь Ушакова
  13. капитализм — капитализм м. Общественный строй, основными признаками которого являются частная собственность на средства производства, находящиеся в руках господствующего класса, использование наемного труда и свободное предпринимательство, способствующее развитию рыночной экономики. Толковый словарь Ефремовой
  14. КАПИТАЛИЗМ — Экономическая система, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров, благ, услуг осуществляется в основном посредством рынка. Экономический словарь терминов
  15. КАПИТАЛИЗМ — КАПИТАЛИЗМ — тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества... Большой энциклопедический словарь
  16. Капитализм — См. Капитал. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. капитализм — КАПИТАЛИЗМ, а, м. Сменившая собой феодализм общественно-экономическая формация, при к-рой основные средства производства являются частной собственностью класса капиталистов. Эпоха капитализма. | прил. капиталистический, ая, ое. К. строй. Капиталистические страны. Толковый словарь Ожегова