Каппадокийские отцы

Богословы IV в., жизнь и деятельность которых была во многом связана с визант. провинцией Каппадокия (ныне Турция) в вост. части Малой Азии. Термин «К.О.» применяется в науке с сер. XIX в. прежде всего по отношению к Василию Великому, его мл. брату Григорию Нисскому и их более старшему товарищу Григорию Назианзину (Григорию Богослову). Иногда к К.О. также относят Амфилохия Иконийского и Евагрия Понтийского. К.О. составили влиятельную группу Учителей Церкви, чей вклад в богословие и церк. практику, связанные с утверждением принципов постановлений I Никейского собора 325, достиг кульминации в определениях I Константинопольского собора 381 и стал основой христ. мировоззрения и жизни Церкви как на Востоке, так и на Западе. Близкие по своим исходным воззрениям, К.О. обладали и свойственной каждому из них незаурядной индивидуальностью, отраженной в их сочинениях, идеях, образе жизни. Понимание К.О. тринитарных проблем легло в дальнейшем в основу постановлений Халкидонского собора 451. К.О. в полемике с учением евномиан и савеллиан (савеллианство) выдвинули определение различий между сущностью и ипостасью и на этой основе разработали концепцию единосущности Лиц, или Ипостасей, составляющих Пресвятую Троицу. Христология К.О. сформировалась в полемике с Аполлинарием Лаодикийским. Исходя из Божественной сущности Христа, К.О. подчеркнули необходимость Воплощения и человеч. бытия Сына и Слова Божия для обожения всего человечества, понимая это обожение как условие спасения. В грехе К.О. видели, в отличие от Оригена, скорее результат человеч. слабости перед искушением, чем проявление первородного греха; спасение достигается терпением, раскаянием, состраданием, аскезой. Антропология К.О. тесно связана с их учением о христ. жизни и деятельности человека. Василий Великий и Григорий Назианзин известны как создатели концепции аскезы и монаш. жизни. При этом Василий Великий осн. акцент делал на общежительных моментах, таких, как труд, послушание, совместная деятельность монахов, в то время как Григорий Назианзин выделял личностно-индивидуальный характер аскетического подвига, обретающего в этом случае более созерцательные формы. Григорий Нисский сосредоточился на очищающей функции аскезы. Социоэтические представления К.О. стали основой гл. положений уставной монастырской жизни, церк. права, литург. практики, мистических концепций таинств и т.д. Непосредственное влияние идеи К.О. оказали в дальнейшем на Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского, а также на воззрения Папы Льва I. Лит-ра: Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV в. М., 1992; Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem VerhКltnis zu den groІen Kappadoziern. T.–Lpz., 1904; Ivanka E. von. Hellenisches und Christliches im frЯhbyzantinischen Geistesleben. W., 1948; Vischer L. Basilius der GroІe. Basel, 1953; Fedyniak S. Mariologia apud Patres Cappadoces. R., 1958; Otis B. Cappadocian Thought as a Coherent System // Dumbarton Oaks Papers 12 (1958), 95–124; HЯbner R.M. Die Einheit des Leibes Christi bei Gregor von Nyssa. Leiden, 1974; Teja R. OrganizaciЧn econЧmica y social de Capadocia en el siglo IV, segun los padres Capadocios. Salamanca, 1974; Gregg R. Consolation Philosophy: Greek and Christian Paideia in Basil and the Two Gregories. Philadelphia, 1975; Ritter A.M. Die TrinitКts-Theologie der drei groІen Kappadokier // Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte. GЪ., 1980, Bd. 1, S. 198–206; Fedwick P.J. Basil of Caesaria. Turnhout, 1981. 2 vol.; Ashanin C.B. Christian Humanism of the Cappadocian Fathers // Patristic and Byzantine Review 6 (1987), 44–52; Pouchet R. Basile le Grand et son universe d’amis d’aprПs sa correspondence. R., 1992; Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley etc., 1994; Bernardi J. S. GrОgoire de Nazianze: Le thОologien et son temps, 330–390. P., 1995.

М. Бибиков

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me