Месса

(фр. messe, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

История

Смысл римской мессы был сформулирован в максиме V века «legem credendi lex statuat supplicandi», преобразовавшуюся в «lex orandi, lex credendi». Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».

Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.

Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллектa, секретa и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.

Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям cвятого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 г. заметил: «Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V».

После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «***** sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал. В 1969 г. была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970 г. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). В 1975 и 2000 Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.

Чин

Предварительной фазой мессы является омовение рук перед прикосновением к приношениям, о котором Фома Аквинский заметил: «Мы не привыкли прикасаться к каким-либо ценным вещам, кроме как чистыми руками; так не подобает же и к столь великому таинству приближаться с руками замаранными». Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). После этого обычно поются посвящённые покаянию «Confiteor» и «Kyrie eleison». По воскресеньям, кроме постных периодов и некоторых праздников, после этого поётся «Gloria», завершающая вступительную часть мессы.

Современный чин мессы

o начальные обряды;

o обряд покаяния («Confiteor»);

o «Kyrie»;

o гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается на Адвенте и Великом посте);

o коллекта;

* литургия Слова:

o Первое чтение из Библии (по воскресеньям — из Ветхого Завета, во время Пасхи — из «Деяний апостолов»);

o респонсориальный псалом;

o Второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и на важных праздниках);

o «Аллилуйя»;

o чтение Евангелия;

o проповедь;

o Символ веры (по воскресеньям и на торжественных мессах);

o Молитва верных;

o воскурение ладана;

* Евхаристическая Литургия:

o приготовление алтаря и даров (офферторий);

o молитва над дарами;

o евхаристическая молитва (анафора):

+ префация;

+ «Свят, свят, свят» («Sanctus, sanctus, sanctus»);

+ эпиклеза;

+ тайноустановительные слова;

+ аккламация;

+ завершающая доксология;

o молитва «Отче наш»;

o знак мира;

o преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);

o причащение;

o молитва;

* завершающий обряд (благословение участвовавших и окончание мессы).

Тридентский чин

В Тридентской мессе используются 2 чина — для катехуменов и собственно верующих. В motu proprio «Ecclesia Dei» Иоанн Павел II подчеркнул важность сохранения Тридентской мессы для практикующих её отправление.

Для катехуменов:

* приготовление и акты покаяния:

o окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);

o крестное знамение у подножия алтаря;

o молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;

o обряд покаяния («Confiteor»);

o молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 [3] Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник [2 Пар.], 3:8, Иез., 41:4 и др.);

o интроит;

o «Kyrie»;

o «Gloria».

* Символ веры:

o коллекта;

o чтение посланий святого Павла;

o чтение градуала и «Аллелуйя»;

o чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;

o проповедь;

o чтение Никейского символа веры .

Для верующих:

* офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:

o воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;

o молитва святейшей Троице;

o молитва «Orate fratres» и секрет;

* консекрация и акты благодарения и надежды:

o префация канона;

o чтение правила консекрации, включающee воскурение ладана;

o приготовление к консекрации;

o собственно консекрация;

o приношение символической жертвы;

o напоминание о воскрешении мёртвых;

o «аминь», завершающий вторую часть;

* причащение:

o молитва «Libera nos»;

o преломление хлеба на 3 части;

o «Agnus Dei»;

o молитва за мир («pax»);

o приготовление к причащению;

o получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;

* благодарение:

o молитвы;

o играние антифона;

o традиционные слова «ite, missa est» и благословение;

o чтение Ин., 1:1-14;

o молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;

o кантика на основе Дан., 3.

Места, предназначенные для богослужения; их структура и отдельные элементы.

Примечание: Следует учитывать отличие устройства храмов, построенных или перестроенных после литургической реформы II Ватиканского Собора, и храмов, сохранивших дореформенный интерьер. Прежде всего это отличие было обусловлено рекомендацией служить Мессу лицом к народу, что потребовало изменения формы алтаря и его расположения.

алтарная преграда – невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.

алтарная сень, надалтарная сень – на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.

алтарь, престол – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.

амвон – место (зачастую на некотором возвышении) непосредственно у алтаря или в алтарной части храма с подставкой для книг. С амвона читается Священное Писание, произносится проповедь, а также ведутся некоторые части богослужений.

вотивная доска, таблица – доска или таблица, установленная в храме частным лицом или группой людей по обету (обычно содержит упоминание имени этого лица, посвящение Господу, Богородице или кому-то из святых, а также упоминание ситуации – например, исцеление от болезни и т.п.). Бывают также вотивные изображения, установленные в храме также по обету. (Взамен этого слова – довольно неблагозвучного, хотя и усвоенного русским искусствоведением, – можно говорить: доска, таблица, изображение по обету).

дарохранительница – место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.

исповедальня – место или помещение для исповеди. Традиционная исповедальня представляет собой деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого – закрывающиеся окошки, занавешенные, как правило, непрозрачной сеткой; у каждого окошка с внешней стороны – место (обычно частично или полностью отгороженное от окружающего пространства) для исповедующегося, который коленопреклоненно совершает исповедание грехов. Подобное устройство исповедальни позволяет, с одной стороны, сохранять инкогнито исповеди, а с другой, способствует ощущению исповедания грехов Богу, а не священнику, который только свидетель исповеди. Исповедальней может считаться и простая маленькая перегородка, по одну сторону которой садится священник, а по другую встает на колени исповедующийся. В последнее время все чаще в храмах устаиваются отдельные комнаты для исповеди, которая, по желанию исповедующегося и согласию священника, может проходить сидя лицом к лицу; к такой комнате также вполне применимо слово “исповедальня”.

кафедра – в храмах, сохранивших дореформенный облик, возвышение в алтарной части либо в примыкающей к пресвитерию части центрального нефа (см.) для проповеди; имеет вид небольшого балкона с ведущей к нему лестницей.

кафедральный собор – главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа (см. ниже).

крещальня – помещение для крещения.

молитвенная скамейка – скамья для коленопреклонений.

неф – продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.

предстоятельское место, место предстоятеля, – сидение, на котором восседает во время богослужения предстоятель (священник, возглавляющий это богослужение).

пресвитерий, алтарная часть [храма] – та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.

притвор – передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

реликварий – сосуд, шкатулка или саркофаг, в котором находятся почитаемые верующими реликвии: мощи (кости) святых, принадлежавшие святым вещи и др.; реликварий, содержащий именно мощи святых, может называться также "мощехранительницей".

ризница – комната вблизи пресвитерия для подготовки духовенства и алтарников к богослужению, а также хранения богослужебных облачений, книг и предметов утвари. (Следует избегать замены этого слова, веками существовавшего в русском языке, латинским “сакристия”, которое вдобавок нередко искажается “закристия”, “закристье” и т.п. Впрочем, забавно, что кое-где это слово видоизменилось благодаря народной этимологии: так, некоторые произносят его как “закрестье” и даже “захристье” – вероятно, имея в виду то, что на алтаре пребывает крест или Христос, а ризница где-то позади).

сакрарий – непопираемое место в храме или близ него для захоронения частиц и остатков священных предметов и веществ (например, евхаристического Хлеба и Вина).

святыня – нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.

сосуд с освященной водой, кропильница – сосуд при входе в храм, из которого верующие окропляют себя освященной водой (“кропильницей” называется также переносной сосуд с освященной водой, в который священнослужитель при окроплении народа или тех или иных предметов окунает кропило).

трон епископа, кафедра епископа – в кафедральном соборе кресло, на котором восседает епископ во время богослужения. (Кафедрой епископа называют также город, в котором находится кафедральный собор данной епархии и резиденция правящего епископа).

хоры – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор.

храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: "верхний храм", "нижний храм". Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название: "крипта".

часовня, капелла – обособленное помещение в храме, а также в некультовом здании (семинария, монашеский и даже частный дом) для богослужений или молитвы.

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. месса — -ы, ж. Католическая обедня. Кончилась месса, из дверей церкви на широкие ступени лестницы пестрой лавою течет толпа. М. Горький, Сказки об Италии. || Музыкальное хоровое произведение на текст этого богослужения, обычно с сопровождением органа и оркестра. Месса Листа. Месса Баха. [итал. messa] Малый академический словарь
  2. МЕССА — (позднелат. missa, франц. messe) — принятое католич. церковью назв. литургии. Порядок проведения, состав М. в осн. были определены Тридентским собором (1545-63). 2-й Ватиканский собор (1962-65) внес изменения в М. (разрешив, напр. Советская историческая энциклопедия
  3. Месса — (франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto — посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass) — как муз. жанр — циклич. вокальное или вокально-инструментальное произв. на текст определённых разделов одноим. главного богослужения католич. Музыкальная энциклопедия
  4. месса — Ме́сс/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. Месса — (франц. messe, от позднелат. missa) принятое католической церковью название литургии (См. Литургия). Порядок проведения и состав М. складывались в течение многих веков; фиксации они подверглись в основном на Тридентском соборе (1545—63). Большая советская энциклопедия
  6. месса — орф. месса, -ы (богослужение) Орфографический словарь Лопатина
  7. месса — МЕССА ы, ж. messe f. <�лат. missa. 1. Католическая обедня. Да! Вчерась слушал я целую мессу в католической церкви. ПРП 18 352. Эти поэтические кануны праздников. Рождество, messe de minuit, в домах радостное "Réveillon". Ю. Безродная Золотое дно. Словарь галлицизмов русского языка
  8. месса — см. >> богослужение, священнодействие Словарь синонимов Абрамова
  9. месса — Часть католич. богослужения (когда священник причащается, а дьякон обращается к прихожанам: ite, missa est (идите собрание распускается), и собравшиеся расходились. Так как во время церковного празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нем. Фразеологический словарь Михельсона
  10. месса — МЕССА -ы; ж. [итал. messa] 1. Католическая обедня. В церкви началась м. Заупокойная м. 2. Многоголосое хоровое произведение для церковной службы, исполняемое обычно в сопровождении органа или оркестра. М. Баха. Толковый словарь Кузнецова
  11. месса — МЕССА, ы, ж. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова
  12. месса — Мессы, ж. [фр. messe]. Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Большой словарь иностранных слов
  13. месса — М’ЕССА, мессы, ·жен. (·франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). | Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова
  14. месса — месса ж. 1. Главное богослужение в католической церкви. 2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа). || Концертное произведение такого характера. Толковый словарь Ефремовой
  15. МЕССА — МЕССА (позднелат. missa, итал. messa, нем. Messe) — главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis — высокая... Большой энциклопедический словарь