АЛЬБИГОЙЦЫ

Христианская секта, получившая широкое распространение в 12-13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. katharos, "чистый") от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься — освободиться от телесности и материальности. В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал — доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Подобно арианам, альбигойцы утверждали, что Христос — всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Его искупление подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности; но по-настоящему ему не удалось победить грех. Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их душ в темницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании. Они верили в метемпсихозу, или перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь. Альбигойцы проводили различие между "совершенными" и просто верующими. Небольшое число "совершенных" придерживались обрядов древних катаров: consolamentum, или духовное крещение, посредством наложения рук, которое наделяет правом проповедовать новую религию; appareillamentum, или публичное исповедание грехов; endura, или воздержание от пищи с целью освободиться от власти телесности. Верующие становились членами секты лишь после обещания принять consolamentum до конца жизни. Они зачастую откладывали совершение этого обряда и лишь перед самой смертью прибегали к такому способу избежания греха. Во главе альбигойцев стояла иерархия епископов, избиравшихся из числа "совершенных", и диаконов, отбиравшихся исключительно из числа верующих. По некоторым свидетельствам, в конце 12 в. альбигойство пользовалось значительным влиянием во Франции. Если судить по сохранившимся документам, обличения манихейства начинаются со времен собора в Орлеане в 1022, затем последовали решения соборов в Аррасе, Шарру, Реймсе. Альбигойство как таковое впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе (1119), затем в Реймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III и

IV Латеранских соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в подрыве основ семьи, государства и человеческого общества. Наряду с соборными постановлениями волну альбигойства помогало сдерживать и общее нравственное возрождение под воздействием таких проповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главных причин роста популярности альбигойства — распущенностью духовенства и народа. Для борьбы с невежеством — источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников (доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих в христианском учении. Широкое и быстрое распространение ереси можно объяснить тем, что consolamentum гарантировало спасение и могло быть принято любым верующим непосредственно перед смертью. Единственным требованием была вера, в остальном верующему предоставлялась полная свобода действий. В то время как церковники выступили против альбигойства, руководствуясь догматическими основаниями, светские власти исходили из политических соображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов и применение военной силы против городов. Духовенство поддерживало такого рода меры, но не обошлось и без исключений. Так, согласно Петеру Кантору, "хотя катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью". Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но только ради общественного спокойствия. Церковные законы, направленные против альбигойцев и принятые III Латеранским собором, ознаменовали начало деятельности средневековой инквизиции. Собор потребовал от светских государей подавить этих возмутителей общественного порядка, при необходимости применив силу. Последняя и кровавая стадия в истории катаров — серия сражений (1209-1228), часто называемых альбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвал к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласно мирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные остатки секты просуществовали до конца 14 в.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Альбигойцы — (франц. Albigeois) участники широкого еретического движения в Южной Франции 12—13 вв., приверженцы учений катаров (См. Катары) и вальденсов (См. Вальденсы). Происхождение названия А. спорно. Обычно его связывают с г. Альби (лат. Большая советская энциклопедия
  2. Альбигойцы — Последователи ереси катаров, жившие во франц. провинции Лангедок с XII по XIV в. Слово А. происходит от названия г. Альби (Юж. Франция), куда катары проникли, вероятно, из Сев. Католическая энциклопедия
  3. альбигойцы — орф. альбигойцы, -ев, ед. -оец, -ойца, тв. -ойцем Орфографический словарь Лопатина
  4. АЛЬБИГОЙЦЫ — (франц. Albigeois) — секта в христианстве, ветвь ср.-век ереси катаров в Лангедоке (Юж. Франция, гл. обр. Прованс и Тулуза); названы по г. Альби (Albi; лат. Albiga) — одному из гл. центров движения. Появились в 1-й пол. 12 в. A. Советская историческая энциклопедия
  5. Альбигойцы — Последователи христианского еретического движения во Франции, Италии и Германии в XII — XIII веках. Одним из центров движения был город Альби в французской провинции Лангедок. Краткий религиозный словарь
  6. альбигойцы — [от города Альби на юге Франции] – религиозная секта на юге Франции в 12 – 13 вв., ветвь катаров. Альбигойцы открыто выступали против церковного землевладения, гнёта католической церкви и римского папы Большой словарь иностранных слов
  7. АЛЬБИГОЙЦЫ — АЛЬБИГОЙЦЫ — участники еретического движения в Юж. Франции 12-13 вв., приверженцы учения катаров. Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Осуждены Вселенским собором 1215, разгромлены в Альбигойских войнах. Большой энциклопедический словарь
  8. Альбигойцы — Заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в Южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы кафаров и их позднейших последователей-вальденцев. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона