АНГЕЛ

Сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком. В иудео-христианской традиции слово "ангел" указывает не на природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское "мал'ах", и греческое aggelos означают просто "вестник", неважно — небесный или земной. Помимо слова "мал'ах", в Ветхом Завете используется ряд других оборотов, относящихся к существам, подпадающим под разряд ангелов: "сыны Бога" (Иов 1:6), "сыны Крепкого" (Пс 89:6), "бодрствующие" (Дан 4:14), "могучие" (Иоил 3:11, в Синодальном переводе — "герои"), "святые" (Зах 14:15). Три выражения, "воинство небесное" (Втор 17:3), "воинство Господне" (Ис Нав 5:14) и "воинство выспреннее на высоте" (Ис 24:21), предполагают организацию великого множества ангелов как небесного войска (см. также Иов 25:3). Имена двух подобных существ приводятся в Книге Даниила: Гавриил (8:16) и Михаил (10:13 и 12:1), а апокрифические книги (т.е. книги, не вошедшие в канон еврейской Библии) содержат имена и других ангелов и архангелов (т.е. верховных ангелов). В Книге Товита Рафаил выступает как один из семи ангелов, которые возносят молитвы святых и постоянно допущены в присутствие Бога (Тов 12:15). В Третьей книге Ездры упомянуты Иеремиил (4:36), Салафиил (5:16) и Уриил (10:28). Многие другие имена встречаются в псевдэпиграфической литературе, особенно в Первой книге Еноха, а также на магических папирусах и амулетах. Ветхозаветная ангелология под влиянием зороастризма обрастала фантастическими подробностями в более поздних еврейских текстах (Талмуд, мидраши и каббала). В Новом Завете, помимо основного термина aggeloi, т.е. "вестники", имеются упоминания о "духах" (Евр 1:14), "начальствах" и "силах" (Рим 8:38; Еф 6:12), "престолах" и "господствах" (Кол 1:16). Михаил именуется здесь архангелом (Иуд 9). Иисус часто упоминает ангелов, указывая, что они не имеют пола (Мф 22:30), а однажды говорит об ангелах-хранителях (Мф 18:10), хотя и не утверждает, что к каждому младенцу приставлен свой ангел. К злым ангелам причисляются ангелы, согрешившие и падшие вследствие своей гордыни (2 Петр 2:4 и Иуд 6). В Библии не содержится прямых указаний на то, что у ангелов имеются крылья. Иудео-христианская ангелология была заимствована исламом. Современные представления об облике ангелов у людей англоязычного мира в основном восходят к сочинениям Джона Мильтона.

См. также

АРХАНГЕЛ;

ГАВРИИЛ;

МИХАИЛ;

РАФАИЛ;

СЕРАФИМЫ;

ХЕРУВИМЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ангел — -а, м. 1. В религиозном представлении: сверхъестественное существо, посланец бога (изображается обычно в виде крылатого юноши). По небу полуночи ангел летел. Лермонтов, Ангел. 2. перен.; чего. устар. Идеал, воплощение, олицетворение чего-л. Малый академический словарь
  2. ангел — Вестник. Краткий церковнославянский словарь
  3. ангел — (иноск.) — добрый, милый (ласкательное, льстивое слово) Ангельская душа, кротость "Ангельскою кротостию да тростию по кости" (иронич.) Ср. Ангел! ангел! ангел!... Фразеологический словарь Михельсона
  4. Ангел — I. Евр. слово малах и греч. ангелос означают: «посланник», «вестник». Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. ангел — АНГЕЛ а, м. angle m. <, лат. angulus. архит. Угол. Чтоб ангулус фланговый .. не был растворен более 90 градусов. О воин. Цез. 233. Ангуль прямый. Геогр. ген. 610. Ангул впадения, преклонения Ангулу равный есть. Филос. ест. 244. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Ангел — (Быт 16:7-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лук. 7:24, 9:52). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Ангел — (от греч. άγγελος — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей... Католическая энциклопедия
  8. ангел — Серафим, херувим, ангел-хранитель, архангел (Михаил, Гавриил, Рафаил и др.) прот. != дьявол, бес см. >> апогей, образцовый Словарь синонимов Абрамова
  9. Ангел — Ангел (м. имя) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. Ангел — ’Ангел — как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел — это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20). Библейский словарь Вихлянцева
  11. ангел — А́нгел/. Морфемно-орфографический словарь
  12. ангел — Заимств. из ст.-сл. яз., в котором ангелъ < греч. aggelos (от глагола aggellō «сообщаю, объявляю»). Ангел буквально — «вестник, посол». Этимологический словарь Шанского
  13. ангел — орф. ангел, -а Орфографический словарь Лопатина
  14. Ангел — А, муж. АГГЕЛ, -а. Стар. редк. Отч.: Ангелович, Ангеловна. Производные: Ангела; Гела (Геля). Происхождение: (Греч. angelos — вестник.) Именины: 14 сент., 10 нояб., 16 дек. Словарь личных имен
  15. Ангел — (греч. aggelos — вестник) чистый духом посредник меж богом и людьми. В раннем христианстве — младенец с крылышками, в итальянском ренессансе — девический ангел. Архитектурный словарь
  16. ангел — • Безгрешный (Льдов). • Беспечальный (Льдов). • Белокрылый (А. Каменский). • Белый (Зайцев, Шрейбер). • Голубой (Фет). • Златокудрый (Доброхотов). • Золотокудрый (Блок). • Кроткий (П. Я.). • Лазурный (Бунин). • Легкокрылый (Майков). Словарь литературных эпитетов
  17. ангел — АНГЕЛ -а; м. [от греч. angelos — вестник]. 1. В иудейской, христианской и мусульманской мифологии: сверхъестественное бесплотное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается обычно в виде крылатого юноши). Толковый словарь Кузнецова
  18. ангел — АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Толковый словарь Даля
  19. ангел — Заимствовано из старославянского, который взял это слово из греческого, где aggelos – буквально "вестник, посол" – ведь именно такое значение имеет это слово: "посланник Божий, объявляющий Его волю". Этимологический словарь Крылова
  20. Ангел — (греч. слово, означающее — посланник, вестник) — употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. ангел — ангел I м. 1. Сверхъестественное — по религиозным представлениям — существо, вестник и исполнитель воли Бога на Земле (изображаемый обычно в виде крылатого юноши). 2. перен. Тот, кто является идеалом, воплощением, олицетворением чего-либо положительного. Толковый словарь Ефремовой
  22. Ангел — Греч. "вестник". В христианстве бесплотные сверхъестественные существа, духи, созданные Богом. Некоторые из ангелов, соблазненные Сатаной, выступили против Бога и стали ангелами тьмы — демонами. Краткий религиозный словарь
  23. ангел — ’АНГЕЛ, ангела, ·муж. (·греч. aggelos, ·букв. вестник). 1. В религиозной мифологии — бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего-нибудь, лучшее воплощение, олицетворение чего-нибудь (·разг., с оттенком восхищения; ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  24. ангел — а́нгел ст.-слав, др.-русск. анъгелъ (Супр., Остром.), из греч. ἄγγελος – то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31. Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. ангел — Ангела, м. [греч. aggelos, букв. вестник]. 1. В религиозной мифологии – бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего-н., лучшее воплощение, олицетворение чего-н. (разг., с оттенком восхищения; устар.). Ангел красоты. Большой словарь иностранных слов
  26. ангел — АНГЕЛ, а, м. 1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А.-хранитель кого-чей-н. Толковый словарь Ожегова