АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

(Antonello da Messina)

(ок. 1430-1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Однако совершенно ясно, что, хотя и не он познакомил Италию с масляной живописью, как об этом сообщают ранние источники, именно Антонелло продемонстрировал ее светоносные возможности венецианским живописцам, тем самым положив начало целому направлению, которому суждено было стать одним из магистральных путей в истории западноевропейского искусства. Как и некоторые другие художники того времени, Антонелло да Мессина сочетал живописные новации итальянцев с нидерландской традицией оптически точного изображения деталей. Запись 1456 о том, что у Антонелло был ученик в Мессине, дает возможность предположить, что он родился не позднее 1430. Стиль его произведений подтверждает сообщение Вазари о том, что учителем Антонелло был неаполитанец Колантонио. Неаполь в гораздо большей степени испытывал культурное влияние Пиренейского полуострова, Франции и Нидерландов, нежели Тосканы и Северной Италии. Живопись особенно расцвела в среде, знакомой с творчеством Ван Эйка и его последователей, несколько произведений которых можно было найти в неаполитанских собраниях. Антонелло был итальянцем по рождению, но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции северной Европы. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Почти треть из его сохранившихся произведений — портреты. Обычно модель изображалась крупным планом погрудно; голова и плечи помещались на темном фоне. На переднем плане иногда изображался парапет с прикрепленным к нему картеллино (клочок бумаги с надписью); графичность и иллюзионистическая точность в передаче этих деталей свидетельствуют об их нидерландском происхождении. Мужской портрет (ок. 1474-1475, Лондон, Национальная галерея) является одним из лучших портретов Антонелло. За исключением красной шапки, дополненной выглядывающей темно-красной полоской нижнего платья, палитра мастера ограничена черным, насыщенным коричневым и отдельными мазками белого и телесного цветов. Хотя внутренний мир модели раскрывается мало, лицо излучает энергию и интеллект; оно тонко моделировано светотенью. Эта игра света в сочетании с острой прорисовкой черт лица придает почти скульптурную выразительность произведениям Антонелло зрелого периода творчества. АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА "Распятие", 1475.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА. Рис. 2 "Св. Иероним в келье"

Ок. 1460. Национальная галерея. Лондон.

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА. Рис. 3 "Пиета". Ок. 1476. Прадо.

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА. Рис. 4 "Св. Себастьян" 1476.

Дрезденская картинная галерея.

Портреты Антонелло привлекают зрителя камерным форматом и блестящей, глянцевой поверхностью. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания. Совершенно другая по настроению картина Мария Аннунциата (Палермо, Национальная галерея Сицилии) также требует от зрителя эмоционального участия и внутреннего переживания. Зритель словно помещен в пространстве на место архангела, что дает ощущение мысленного соучастия. Дева Мария, сидящая за пюпитром, одной рукой придерживает свое голубое покрывало и поднимает другую руку. Она задумчива и совершенно спокойна, ее ровно освещенная, скульптурно вылепленная голова словно излучает свет на темном фоне заднего плана. Если в рассмотренных произведениях отсутствует даже минимальный интерес к проблеме передачи пространства, то другие работы Антонелло в этом отношении намного опережают свое время. В картине Св. Иероним в келье (Лондон, Национальная галерея) изображен святой, читающий за пюпитром. Его отделанный деревом кабинет находится внутри готического зала, задняя стена которого прорезана окнами в двух этажах. Изображение обрамлено аркой и бордюром на переднем плане, которые воспринимаются как проскениум (прием, распространенный в искусстве стран севернее Альп). Яркий горчичный цвет камня подчеркивает контраст света и тени внутри напоминающего пещеру помещения. Детали — предметы на полках кабинета, птицы на переднем плане, пейзаж вдали — переданы с такой степенью точности, достичь которой можно только при нанесении жидкой масляной краски очень мелкими мазками. Однако главное достоинство живописи Антонелло заключено не столько в деталях, сколько в единстве света и воздушной среды. В 1475-1476 Антонелло жил в Венеции, где написал монументальный алтарь для церкви Сан Касиано. Сохранилась только его центральная часть (Вена, Художественно-исторический музей), на котором изображена Мадонна с Младенцем, возвышающаяся на троне над святыми, находящимися по обе стороны. Алтарь относился к типу sacra conversazione (святое собеседование: Мадонна с младенцем и святыми, находящаяся с ними в одном пространстве, что противоположно по форме разделенному на части полиптиху) и был реконструирован на основе более поздних алтарей Джованни Беллини.

См. также БЕЛЛИНИ. Антонелло продемонстрировал венецианцам возможности передачи освещения в новой живописной технике — масляной живописи, и с этого времени венецианский колоризм основывался на разработке огромного потенциала масляной живописи. Произведения Антонелло, написанные в Венеции, характеризуются той же концептуальной направленностью, что и его более раннее работы. Пьета (Венеция, музей Коррер), сильно стертая, даже в таком поврежденном состоянии наполняет зрителя напряженным чувством сострадания. Мертвое тело Христа удерживают на крышке гробницы три ангела с остроконечными крыльями, словно рассекающими воздух. Вновь центральная фигура, данная крупным планом, словно прижата к поверхности картины; этот прием заставляет зрителя остро сопереживать изображенному страданию. В картине Св. Себастьян (Дрезден, Картинная галерея) Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи линейной перспективы (а также в изображении героической наготы). Фигура пронзенного стрелами святого принимает огромные размеры на фоне мощенной камнем площади. Перспектива с максимально низкой точкой схода, фрагмент колонны на первом плане и устремляющееся вглубь пространство утверждают принципы евклидовой геометрии в построении композиции.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Антонелло да Мессина. — В кн. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972 Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) (около 1430, Мессина, — между 14 и 25.2.1479, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни д’Антонио. Учился, по-видимому, у неаполитанца Колантонио. Большая советская энциклопедия
  2. Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) (около 1430 — 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. Заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи. Художественная энциклопедия
  3. АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА — АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (ок. 1430-79) — итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом ("Распятие", 1477, "Св. Себастьян", 1476). Большой энциклопедический словарь
  4. Антонелло да Мессина — (собственно Антонелло д'Антонио) — живописец, род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме, но первоначальная его деятельность принадлежит Сицилии, его родине. Около 1473 г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона