АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

История изучения. Археология Восточной Азии — бурно развивающающаяся область науки. Первоначально интерес к прошлому, воплощенному в материальных остатках, выглядел как собирание старинных вещей. В Китае во время правления династии Сун (960-1279) много внимания уделялось памятникам прошлого, в частности, изделиям, изготовленным из бронзы и яшмы. Первые раскопки в Японии датируются 1692, когда некий местный правитель предпринял раскопки могильного кургана. В 1748 в Корее были предприняты раскопки шести погребений такого типа. Эти исследования дали материал, побудивший интерес к искусству древности. Остатки интерпретировали различными способами, в основном обращаясь к религиозным представлениям. Полированные каменные топоры и наконечники стрел, которые находили на японских островах, считались оружием грома. На смену антикварному интересу пришли подходы, принесенные западными исследователями в конце 19 в., вскоре после утверждения методов археологических исследований в Европе и Северной Америке. Первые исследования, целью которых было изучение прошлого, были предприняты Эдвардом Морзе при раскопках раковинных куч Омори близ Йокогамы.

Древнейшее население Восточной Азии. Шведу И. Г. Андерсону приндлежит честь открытия древнейшего человека в Китае в пещере Чжоукоудянь к югу от Пекина. После сделанных им находок каменных орудий в 1929 Пэй Вэньчжун обнаружил здесь первый цельный череп Sinantropus рekinensis. Судьба этих находок печальна: они пропали в конце войны. Синантроп — первый представитель Homo еrectus в Восточной Азии, с ним связана проблема эволюции человека в этом регионе. В течение последних десятилетий найдено много новых местонахождений. Сейчас возраст пекинского человека определяют примерно в 500 000 лет. Столь ранних следов человека не обнаружено ни в Японии, ни в Корее, однако немалое впечатление произвели недавние работы в Такамори близ Сендай, где в слое, датируемом ок. 500 000 лет, найдены каменные орудия.

Ранние земледельцы и оседлые собиратели. Найденную в раковинных кучах Омори глиняную посуду Эдвард Морзе назвал шнуровой из-за наносившихся на ее поверхность отпечатков шнура. Японское название такого орнамента, дземон, стало именем одной из самых долговременных доисторических культурных традиций голоцена (эпохи после ледникового периода). Керамику дземон изучали в течение первой половины 20 в., была разработана детальная относительная хронология, основой которой послужило сопоставление стилей керамики и особенностей поселений. Большой резонанс имели раскопки в пещере Фукуи на северо-западе острова Кюсю в 1960-х годах. Датировки, полученные радиокарбонным и радиометрическим методами, показали, что фрагменты найденных здесь глиняных сосудов принадлежат изделиям, возраст которых — 12 000 лет. Многие другие датировки подтвердили, что на островах Японии керамические сосуды стали использовать более 10 000 лет назад. Хотя в последее время ранние даты были получены и для других комплексов керамики восточноазиатского материка, сосуды из пещеры Фукуи остаются древнейшими в мире. Эта керамика была предшественницей одной из самых ярких и долго существовавших керамических традиций, достигшей расцвета во время существования сосудов необычных форм со скульптурными венчиками в виде языков пламени. Такие сосуды делали в Альпах Центральной Японии ок. 4000 лет назад. Первые признаки земледелия в Восточной Азии относятся приблизительно к 7000 до н.э. На севере Китая на лессовых землях в долине Желтой реки выращивали просо. На влажных землях в дельте Янцзы ок. 5000 до н.э. возделывали рис. Свидетельства этого обнаружены, в частности, в Хемуду, где обнаружены также хорошо сохранившиеся следы деревянных конструкций домов. В это время появляются постоянные поселения, подобные Баньпо близ современного Сианя. Деревни были окружены рвами, жилые дома размещались отдельно от некрополя. Около 3500 до н.э. в Китае появились более развитые культуры. На северо-востоке в Хуаншани существовала культура с традицией изготовления разнообразных украшений из нефрита и сооружения сложных ритуальных центров. В Нюхелани, например, в храмовом сооружении были найдены глиняные статуи из обожженной глины высотой более человеческого роста, возможно, связанные с культом богини-матери. Замечательные вещи из нефрита делали на северо-востоке (культура давенькоу) и в дельте Янцзы (культура лянчжу). Существование прекрасной керамики разнообразных форм, в том числе тонкостенной черной, предполагает специализированное производство. Возможно, опыт этих мастеров в высокотемпературном обжиге способствовал возникновению металлургии бронзы. На Корейском полуострове и Японском архипелаге главными источниками продуктов питания оставались собирательство, рыболовство и охота. Большое значение имел сбор моллюсков. Огромные раковинные кучи находят по всей территории региона, особенно вдоль тихоокеанского побережья Японии. Собиратели создали сложноструктурированные общества, а богатые природные ресурсы лесов и побережий в условиях умеренного климата позволяли им обитать на одном месте в течение многих поколений. В частности, поселение Саннай Маруяма на севере Хонсю, возраст которого ок. 5000 лет, было обитаемо ок. 1000 лет; здесь найдены остатки нескольких сотен жилищ. Стиль керамических сосудов и наличие полудрагоценных минералов на этом поселении показывают, что оно находилось в центре широких общественных и экономических связей, охватывавших юг Хоккайдо и значительную часть севера Хонсю.

Возникновение металлургии. Около 2000 до н.э. в Северном Китае появляются первые признаки металлообработки. Древнейшими известными предметами являются триподы — сосуды для вина, найденные в Эрлитоу. Ранний период существования этого поселения часто связывают с династией Ся, в китайской традиции — первой императорской династии. В то же время археологические подтверждения скудных исторических свидетельств о Ся отсутствуют. Следующая династия, Шан, известна гораздо лучше, в значительной степени благодаря раскопкам, предпринятым перед Второй мировой войной в Аньяне. Здесь были обнаружены дворцы, храмы, гробницы и жилые сооружения последней столицы этой династии, Инь. Они дали много сведений об организации пространства древнекитайского города. Среди наиболее замечательных находок — гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах с вопросами, которые царские гадатели задавали, рассчитывая на помощь духов. Эти гадательные надписи представляют собой первый корпус китайских идеографических текстов. Знаки этой письменности восходят к изображениям на сосудах неолитической эпохи. Шанцы делали великолепные бронзовые сосуды с богатым декором и изображениями мифологических чудовищ "тао-те". Они создали традицию, существовавшую затем на протяжении тысячелетий. Однако они не были единственными искусными бронзолитейщиками в Китае того времени. Недавно открытые в Сансиндуе в Юньнани бронзовые фигуры в человеческий рост и антропоморфные и зооморфные маски показывают, что металлургия была развита и в Юго-Западном Китае. Такие находки вместе с впечатляющими открытиями в Нюхелани заставляют пересмотреть традиционную модель развития китайской цивилизации, считающую колыбелью всех достижений Центральную равнину.

Древние государства. Поражение, которое потерпела династия Шан ок. 1100 до н.э. от династии Чжоу, в традционной китайской истории рассматривалось как определенный небесами переход власти к новой династии. Период Чжоу делится на две части. Период Западного Чжоу, известный также как период Весны и Осени, по названию книги анналов, сохранившихся от того времени, длился до 771 до н.э. Восточное Чжоу было периодом перемещения столиц, оно известно также как период Борющихся Царств. В это время страна была разделена на множество образований, а верховная власть имела в основном символический характер. Несмотря на политическую нестабильность и внутренние войны, от времени династии Чжоу сохранились погребения с нефритовыми предметами Лю Шаня и Ду Вана, великолепные бронзовые вещи, в том числе позолоченные, из княжества Чжоншан, набор колоколов в погребении князя Ю. Китай был объединен Цинь Шихуанди, первым китайским императором, пришедшим к власти в 221 до н.э. При нем была построена система обороны от северных кочевников длиной в 5000 км, Великая Китайская стена. Введя жестокие законы, он превратил Китай в единое государство. Цинь Шихуанди был погребен под огромным курганом неподалеку от своей столицы, города Сиань. Некоторые из тайн этого погребения были раскрыты в 1970-х годах, когда обнаружили настоящую армию из терракотовых фигур, охраняющих подступы к гробнице. К тому времени, когда в Китае в 206 до н.э. начиналось правление данастии Хань, изменения происходили и на Корейском полуострове, и на Японском архипелаге. В Корее появились первые государства. В Японии завершился долгий период дземон, на смену рыболовству, собирательству и охоте пришло земледелие, утвердившееся на западе Японии ок. 300 до н.э. В это же время стала распространяться металлургия. В 1 в. до н.э. появились первые укрепленные поселения, как и расположенные на вершинах холмов лагери и деревни, свидетельствующие о соперничестве вождей. Одним из самых крупных из этих укрепленных поселений было Есиногари на западе Кюсю, где обнаружены сотни построек, некрополь, квартал знати, хранилища и, возможно, башни для наблюдения. Период с 300 до н.э. по 300 н.э. в Японии называется яей, по местонахождению в Токио, где впервые обнаружены такие остатки. В это время усилились контакты между японскими предводителями и двором китайских императоров. Ханьский император посылал золотые печати в знак благоволения и признания народу, который он рассматривал как дружеский, но варварский. Во время периода кофун, или курганного (300-700 н.э.), на Японском архипелаге формировались государственные образования. На Корейском полуострове в течение нескольких столетий существовали государства, в связи с чем выделяется период трех царств, когда полуостров был поделен между Кегуре на севере, Пекче на юго-западе и Силла на юго-востоке. О них сохранились сведения в более поздних хрониках, а также в данных, почерпнутых при раскопках погребений под земляными холмами. Только в Японии периода кофун к этому времени относят более 100 000 погребений. Самые большие из них находятся неподалеку от современных Осаки и Нары. Период кофун завершился в 8 в. В 668 государство Силла распространилось на весь Корейский полуостров. Многие явления китайской цивилизации стали достоянием всей Восточной Азии: корейские и японские столицы строились по плану китайских, в ходу было китайское идеографическое письмо. По Великому Шелковому пути во 2 в. н.э. в Китай пришел буддизм, здесь он получил дальнейшее развитие и затем был воспринят в Корее и Японии.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me