АРН Томас Августин

(Arne, Thomas Augustine) (1710-1778), английский композитор. Родился 12 марта 1710 в Лондоне в семье обойщика. Отец послал его в Итон для получения профессии юриста, однако Арн тайком стал брать уроки игры на скрипке у М.Фестинга и занялся композицией — сочинил музыку к опере Розамунда (Rosamund) на либретто Дж. Аддисона (шла с громадным успехом в театре "Линкольнз-Инн"). После этого Арну-отцу пришлось примириться с тем, что сын станет музыкантом, а дочь Сьюзен Мэри (которая тоже принимала участие в постановке Розамунды) — актрисой. Впоследствии знаменитый Дэвид Гаррик назвал Сьюзен Арн (в замужестве Сиббер) величайшей трагической актрисой своего времени. Арна пригласили в театр "Друри-Лейн", с которым он и сотрудничал большую часть жизни. Работая вместе с Гарриком, он сочинял музыкальные комедии и песни для шекспировских пьес, которые до сих пор не забыты благодаря ярким и выразительным мелодиям. В 1738-1740 Арн создал три больших маски (специфически английский жанр драматической пьесы с музыкой): Комус (Comus), Суд Париса (The Judgement of Paris) и Альфред (Alfred); в последней содержится ода в честь Великобритании, ставшая известной во всем мире под названием Правь, Британия (Rule Britannia). Эти три маски вместе с более поздним сочинением того же жанра — Волшебный принц (The Fairy Prince, 1771) — составляют основу наследия Арна; большим успехом пользовалась и опера-сериа в итальянском стиле Артаксеркс (Artaxerxes, 1762). Вершина творчества композитора — оратория Юдифь (Judith, 1761): превосходные хоры, красивые арии, мастерская драматургия этого сочинения ставят его в один ряд с крупнейшими произведениями Генделя в том же жанре. Правда, в отличие от Генделя, Арн был католиком и потому не сочинял музыку для англиканской службы; что же касается его католических композиций, то две мессы оказались утраченными, и сохранился лишь очень выразительный небольшой хор Libera me Domini из заупокойной службы, сочиненный Арном по случаю кончины его друга. В 1759 Оксфордский университет присвоил Арну степень доктора музыки. Умер Арн в своем лондонском доме 8 марта 1778. Большой интерес представляют сочинения Арна в инструментальных жанрах: 6 клавирных концертов, 8 увертюр, 8 упражнений для клавесина, 7 сонат для двух скрипок и генерал-баса. Большую помощь композитору в его творческой деятельности оказывала жена, Сесилия Янг, чье лирическое сопрано английский историк музыки Чарлз Берни оценил выше всех известных ему певческих голосов того времени. В целом Арна можно считать наиболее крупным и влиятельным английским композитором после Генри Перселла; между прочим, Берни, проводя сравнение между ними, в светских жанрах отдает предпочтение Арну — за легкость, изящество письма и разнообразие музыкального содержания. Врожденный мелодический дар сочетается у Арна с изобретательностью и безошибочным драматургическим чутьем — как в комедии, так и в драме. Он был также искусным контрапунктистом, его увертюры содержат отличные фуги. Вероятно, Арн — единственный профессиональный актер среди композиторов: в 1744 в Дублине он выступил в роли Генриха, принца Уэльского, в шекспировском Генрихе IV (вторая часть).

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me