Энциклопедия Кольера

Аввакум Петрович

Аввакум Петрович(1620 или 1621-14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.
Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.
А. был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр "Жития" в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917-1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, т. 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, т. 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
См. также `Аввакум Петрович` в других словарях
Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда). Отец его, священник Петр, "прилежаше пития хмельного"; воспитанием детей занималась мать, Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под ее влиянием в А. с юных лет замечается известное аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею книжностью. Земляками А. были патриарх Никон , Иоанн Неронов , Павел , епископ коломенский, Иларион , архиепископ рязанский - те лица, с которыми ему впоследствии суждено было встречаться на общественном поприще. Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, А. на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него. Особенно характерны столкновения его с ка...
Аввакум Петрович
протопоп г. Юрьевца-Поволожского, расколоучитель XVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч. подлинники были недоступны, людьми действительно учеными. Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною возникновения раскола (см.). А. занял од...
АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ
- знаменитый поборник благочестия древней греческой веры; протопоп г. Юрьева Поволжского, вначале славился, как проповедник и ревнитель Православия, но в 1665 г, открыто восстал против новшеств патриарха Никона; защищал прежний старинный чин церковной службы в своих проповедях, многих письмах и опубликованных сочинениях ("Бытие о московском падении" , "Ответ о Причастии" и др.). Написал грозное увещевательное письмо царю Федору Алексеевичу; ссылался в Сибирь и 14 лет просидел в земляной тюрьме Пустозерска. Несмотря на гонения и истязания не отрекся от своих убеждений и сожжен, как еретик, в 1681 г. Осталась его автобиография "Житие протопопа Аввакума". Его память чтут Казаки - старообрядцы.
Казачий словарь-справочник....
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-82) - глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. По царскому указу сожжен.
Аввакум Петрович Аввакум Петрович (1620 или 1621 ‒ 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646‒1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от сво...
Смотреть `Аввакум Петрович` во всех словарях