ЧЖАН ХЭН

ЧЖАН ХЭН ЧЖАН ХЭН

Чжан Пинцзы (78-139), китайский философ, мыслитель-энциклопедист, литератор, поэт, государственный деятель и выдающийся ученый, которому принадлежат мировые открытия и изобретения в математике, астрономии, механике, сейсмологии, географии. Родился в 78 в Сиао области Наньян (совр. Цяочжэнь уезда Наньчжао провинции Хэнань). Состоял на государственной службе, дважды занимал пост главного придворного историографа-астронома, в конце жизни был министром в удельном княжестве Хэцзянь (современная провинция Хэбэй). Создал армиллярную сферу (небесный глобус), приводившуюся в движение водой; тележку-компас с шестеренными передачами; прибор для регистрации подземных толчков (протосейсмограф). Чжан Хэн первым в Китае заявил, что Луна светит отраженным солнечным светом, явился родоначальником количественной картографии, основанный на прямоугольной сетке координат; уточнил значение числа p, предложив два его эквивалента: 1) ЧЖАН ХЭН. Рис. 2 ЧЖАН ХЭН. Рис. 3

2) ЧЖАН ХЭН. Рис. 4.

Последним значением пользовался Брахмагупта в 7 в. и аль-Хорезми в 9 в. Теоретические труды Чжан Хэна сохранились лишь во фрагментарном виде, включенными в состав других произведений. Древнейшее описание его жизни и творчества содержится в специально посвященной ему гл. 89 Хоу Хань шу (Книга о Поздней [[династии]] Хань, конец 4 — начало 5 в.). Наиболее полным образом наследие Чжан Хэна представлено в антологии Янь Кэцзюня (1762-1843) Цюань шан-гу сань-дай Цинь-Хань, Сань-го, Лю-чао вэнь (Полное [[собрание]] литературы глубокой древности, трех [[первых]] эпох, [[династий]] Цинь и Хань, Троецарствия и Шести династий). Основные космолого-астрономические взгляды Чжан Хэна отражены в небольшом трактате Хунь-тянь и (ту чжу) — (Комментарий к плану) армиллярной сферы или (Комментарий к плану) коловращающегося неба, который, видимо, был описанием и разъяснением соответствующего астрономического инструмента. В нем излагается геоцентрическая концепция "коловращающегося неба", согласно которой Земля подобна желтку в постоянно вращающемся яйцеобразном Небе. Носителем и наполнителем этого "мирового яйца" является "пневма" (ци1), основным вселенским воплощением которой выступает вода. Космологические и общефилософские взгляды Чжан Хэна, следовавшего за даосами, натурфилософской школой инь-ян цзя и особенно Ян Сюном (1 в. до н.э. — 1 в. н.э.), выражены главным образом в трактате Лин сянь (Основоположения животворности) и прозопоэтическом сочинении Сы сюань фу (Ода мышлению о таинственном). Развивая, также в сочинении Сюань ту (План таинственного), воспринятую от Ян Сюна идею "тай сюань" — "великой тайны", лежащей в основе мироздания, Чжан Хэн сочетал признание непознаваемости Вселенной как "пространственно-временного универсума" (юй чжоу) со скрупулезными астрономическими расчетами, а веру в астрологическую взаимосвязь земных существ и небесных светил — с критикой гадательно-предсказательной традиции, расцветшей в современном ему "оракуло-апокрифическом учении" (чэнь вэй чжи сюэ, см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ;

ЦЗИН ВЭЙ). Определяя различные категории небесных тел, он указывал на существование 2500 "действующих звезд" и 11 520 "сокровенных звезд". 2500 — это округление наибольшего числа доступных невооруженному глазу небесных тел, то есть эмпирическая величина, а 11 520 — априорно заданное число из Си цы чжуани, продукт нумерологии (сян шу чжи сюэ) Чжоу и, символизирующий все "10 000 вещей" (вань у). Скорость перемещения небесных тел на небосводе им связывалась с их удаленностью от Земли: близкие к ней двигаются быстро, далекие от нее — медленно. Наиболее известные художественные произведения Чжан Хэна — триптих политически идеологизированных од о Западной, Восточной и Южной столицах (Си цзин фу, Дун цзин фу, Нань цзин фу), проникнутая новаторским анакреонтическим духом Тун шэн гэ (Песнь о созвучии), соединяющие апологетику природы и культуры, даосизма и конфуцианства Гуй тянь фу (Ода о возвращении к полям) и Ду-лоу фу (Ода черепу).

ЛИТЕРАТУРА

Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древних и средних веков. М., 1979 Березкина Э.И. Математика древнего Китая. М., 1980 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Из китайской классической поэзии. Цзя И, Чжан Хэн, Сунь Чо, Тао Цянь. Перевод и вступительная статья Е.А.Торчинова. — Петербургское востоковедение, 1992, вып. 1 Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Чжан Хэн — (78—139) китайский астроном. Одним из первых объяснил причину лунных затмений и явление лунных фаз; правильно описал видимое движение небесных светил, сконструировал и изготовил несколько астрономических приборов. Около 120 появилась книга Ч. Большая советская энциклопедия
  2. ЧЖАН ХЭН — ЧЖАН ХЭН (78-139) — китайский астроном. Сконструировал несколько приборов (армиллярную сферу, вращающийся звездный глобус, прибор, показывающий направление на эпицентр землетрясения). Описал 2500 звезд, объединив их в 124 созвездия. Большой энциклопедический словарь
  3. Чжан Хэн — Чжан Хэн (78—139), китайский астроном. Сконструировал несколько приборов (армиллярную сферу, вращающийся звёздный глобус, прибор, показывающий направление на эпицентр землетрясения). Описал 2500 звёзд, объединив их в 124 созвездия. Объяснил затмения и фазы Луны. Большая биографическая энциклопедия