ЧЖИ-РАЗУМНОСТЬ

"Разумность", "хитроумие", "мудрость", "интеллект" (чжи1). В узком смысле — качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком — свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория понятие "чжи1" использовалось главным образом мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6-5 вв. до н.э.) поставил чжи1 на второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" (жэнь2) и "мужеством" (юн1). Понятие "разумности" у него (и в раннеконфуцианских текстах) выражено омонимом чжи2 ("знание, знать, ведать, познание"), означая качество, избавляющее от сомнений ("гуманность" — от уныния, а "мужество" — от страха). По Конфуцию, "высшая разумность", как и "низшая глупость", неизменна. Моисты (мо цзя) считали чжи1 высшей ступенью и целью познания. В легистском трактате Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) понятие "чжи1" употреблено в негативном смысле: "опутанное хитроумием" (чжи1) и эгоизмом "сердце" (синь1) не способно воспринять "всеобъемлемость великого тела" (цюань да ти) Вселенной. В даосском памятнике Ле-цзы (4 в. до н.э. — 4 в. н.э.) "разумность" (чжи1) и "рассудительность" (люй) объявлены "тем, благодаря чему человек ценнее птиц и зверей", но руководящим началом "разумности" названы "благопристойность" (ли2) и "должная справедливость" (и1) (возможно, позднейшая конфуцианская интерполяция). В конфуцианских текстах коннотации чжи1 исключительно положительны. Чжун юн (5-2 вв. до н.э.) ставит чжи1 уже на первое место в комплексе с "гуманностью" и "мужеством": формула "чжи — жэнь — юн" подана как выражение понятия "распространяющаяся (всеобъемлющая) добродетель Поднебесной" (Тянь ся чжи да дэ) и в этом виде стала канонической Как средство "приближения к чжи1" в Чжун юне рассматривается "любовь к учебе". В Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) "началом разумности" объявлено "утверждающее и отрицающее сердце", а "разумность" — исконно присущей природе человека наряду с "гуманностью", "долгом/справедливостью", "благопристойностью". В Хань шу (1 в.) "способность участия в совершении добра и неспособность участия в совершении зла" определяется как "высшая разумность". Ей противопоставляется "низшая глупость" как способность только к "совершению зла"; промежуточное положение занимает "средний человек", способный творить и добро, и зло. На основании этой троичной схемы строится девятеричная классификация мифических и исторических персонажей. Ван Чун (1 в.) соотносил "высшую разумность" у Конфуция с носителем "предельного добра" (цзи шань); Хань Юй (8-9 вв.) включил "разумность" в пятеричный набор качеств, "делающих человеческую природу (син1) тем, что она есть", наряду с "гуманностью", "благопристойностью", благонадежностью" (синь2) и "должной справедливостью". В китайском буддизме иероглиф "чжи1" применялся для обозначения понятия "джняна" — высшего полного знания, получаемого в результате медитации при растворении объекта в субъекте и охватывающего все виды знания, не являясь их суммой.

ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me