ЦИРК

(лат. circulus, "круг"),

в общепринятом значении — происходящее на круглой арене развлекательное зрелище с конными и акробатическими номерами; в буквальном — сама арена или любая другая площадка, где происходят подобного рода зрелища.

РИМСКИЙ ЦИРК

Цирк занимал значительное место в римской цивилизации, привлекая большое количество людей главным образом гонками колесниц и конными ристалищами. Гладиаторские бои и травля диких зверей также регулярно проходили в цирках, пока в ранние времена Империи для этого не были построены специальные амфитеатры. Цирковые игрища начали устраивать еще в глубокой древности в связи с традиционными сакральными церемониями или "играми", как мартовские празднества в честь Марса, Консуалии в августе и декабре и самые древние сентябрьские Римские игры, а также во время празднования различных военных триумфов. В те времена немногие зрелища могли соперничать в популярности с цирковыми, о чем свидетельствуют и античные авторы, и знаменитое "хлеба и зрелищ" (в латинском оригинале — "хлеба и цирков"), и огромное количество мест в больших античных цирках. В плане римский цирк напоминал удлиненную букву U, открытый конец которой закрывали расположенные по слегка закругленной линии загоны, где снаряженные колесницы ожидали сигнала к началу гонок. Полукружье с противоположной стороны было прорезано большими украшенными воротами, через которые проходили разного рода процессии. Покрытый песком скаковой круг (арена) был разделен пополам низкой закругленной стеной. Вокруг арены располагалось возвышение (подиум), с которого наиболее знатная часть публики наблюдала за происходящим, сидя на специальных трибунах или в ложах. За подиумом ступенями поднимались ряды сидений, окружая всю арену, за исключением того конца, где находились загоны. Коробку цирка поддерживали аркады, иногда в несколько этажей, через них зрители проходили к своим местам. Древнейшим и самым знаменитым из римских цирков был Большой цирк (Circus Maximus), по образцу которого строились все другие. Он располагался в длинной узкой долине между Палатинским и Авентинским холмами и в законченном виде достигал около 600 м в длину и чуть меньше 100 м в ширину. Разделительная стена арены длиной около 350 м находилась над закрытым сверху ручьем, который протекал по долине и впадал в Тибр. Хотя конские ристалища проводились на месте Большого цирка еще со времен Ромула, возведение в 329 до н.э. деревянных загонов свидетельствует о появлении его постоянных строений. Следующей постройкой была разделительная стена. На ней располагались статуи и семь деревянных яиц, впоследствии замененные мраморными. Они служили для указания количества кругов, пройденных в ходе состязания. Свой окончательный вид Большой цирк приобрел при Юлии Цезаре и Августе. Именно тогда Дионисий Галикарнасский описал его в 7 г. до н.э. как одно из чудес Рима. Между ареной и зрительскими местами для защиты от диких зверей был вырыт ров шириной 3 м и столько же глубиной. Места для зрителей делились на три секции: в нижней они были каменными, в двух верхних — деревянными. Загоны не имели крыши, и выход из них закрывался препятствием из канатов, которое можно было одновременно для всех состязающихся бросать на землю, открывая выход на арену. По наружному периметру цирка в одноэтажной аркаде, через которую проходили зрители на свои места, располагались лавки мелких торговцев. Август выстроил на палатинской стороне арены императорскую ложу и поставил на разделительную стену обелиск из Гелиополиса. Он выделил также специальные места для сенаторов и членов сословия всадников. Клавдий заменил деревянные загоны мраморными, а деревянные конические столбы, стоящие по концам разделительной стены и отмечающие место поворота, — бронзовыми с позолотой. Нерон приказал засыпать ров, выкопанный при Цезаре, и тем самым увеличить площадь арены. Домициан увеличил количество загонов c восьми до двенадцати. В результате перестроек после многочисленных пожаров цирк постепенно увеличивался в размерах и все более украшался. Наибольшее расширение произошло при императоре Траяне, а украшение — при Константине и Констанции. О вместимости Большого цирка в античных источниках приводятся самые разные данные. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тысяч человек. Игры и состязания проходили в Большом цирке регулярно до самого конца 6 в. В последний раз их проводил Тотила в 539, когда цирковые постройки уже начали разбирать на строительный камень. Это продолжалось на протяжении всех Средних веков, пока, наконец, к началу 16 в. все не было окончательно разрушено. Раскопки, проводившиесая в конце 1930-х годов, дали минимальные результаты. В Риме были и другие цирки, например цирк Фламиния на Марсовом поле, ныне сильно разрушенный, или цирк, построенный Нероном в садах его матери Агриппины, неподалеку от Ватикана. Частично на его фундаменте возведен собор св. Петра. Из всех античных цирков лучше всего сохранился цирк Максенция в окрестностях Рима неподалеку от Аппиевой дороги и рядом с гробницей Цецилия Метелла. Гонки двухколесных колесниц (как правило, по две или по четыре лошади в упряжке) состояли из семи кругов по арене. Сигнал к началу подавал белым флагом специальный служитель, располагавшийся на помосте над загонами. Лошадей и колесничих поставляли по контракту с устроителем игр ассоциации коннозаводчиков. Это были большие предприятия, державшие крупные конные заводы и школы по подготовке колесничих, а также предоставлявшие разные услуги, связанные с состязаниями. На протяжении всего периода Империи было всего четыре таких конных завода, причем каждый имел свои цвета, под которыми соревновались его колесницы. У каждого были свои преданные поклонники, стычки между которыми иногда заканчивались кровопролитием.

СОВРЕМЕННЫЙ ЦИРК В США

Первый цирк в Америке появился благодаря Д. Б. Риккетсу, знаменитому английскому наезднику. С 1792 он выступал в Филадельфии, где в 1793 и 1797 представления его труппы посетил Дж.Вашингтон, сам большой любитель конного спорта. Он подарил Риккетсу лошадь, принимавшую впоследствии участие в представлениях. В период с 1793 по 1798 труппа Риккетса выезжала также в Бостон и Нью-Йорк. В программе помимо наездников, занимавших ее основную часть, участвовали акробаты, канатоходец и клоун. Появившиеся вскоре другие цирки подражали Риккетсу и также отдавали предпочтение конным номерам. Цирки в те времена были стационарными и в течение долгого времени давали представления в одном и том же помещении, после чего переезжали в другой большой город и занимали там здание театра или какое-нибудь другое подходящее строение. В начале 19 в. появились бродячие цирковые труппы. Зрелища, предлагаемые ими, были довольно примитивны. Музыкальное оформление обеспечивали один или два скрипача, само же представление состояло из выступлений жонглера, канатоходца, пары акробатов и клоуна. Клоун обычно выступал в роли зазывалы. Стоя на ящике или бочке, он распевал куплеты и сыпал остротами, когда же собиралась внушительная толпа, начиналось шоу. В конце зрителей обходили с шапкой, после чего вся труппа направлялась к следующему городку или постоялому двору. Все происходило на открытом воздухе, как правило, неподалеку от главной улицы. Позже место представления стали огораживать, а за вход взимать плату, затем над ареной появился полотняный тент, защищавший артистов и публику от непогоды. Первые цирки, целиком располагавшиеся под тентами, появились в 1820-е годы. Вскоре труппы стали покупать у моряков диких животных, которых те привозили в Америку. В те годы цирки и зверинцы были совершенно разными формами развлечения. Лишь с 1851 демонстрацию зверей и цирковое представление стали проводить совместно и за одну плату. Владельцы цирков сочли, что демонстрация диких зверей придаст шоу некий образовательный оттенок, что, в свою очередь, поможет преодолеть пуританские предубеждения против циркового искусства, которое многие люди считали аморальным. С той же целью устраивались красочные представления на библейские сюжеты (Соломон и царица Савская), а демонстрацию зверей предваряли такого рода объявлениями: "Бегемот из Священного Писания, о котором говорится в Книге Иова". В конце 19 в. в США функционировало более ста цирков. Самыми известными антрепренерами, чьими усилиями неприхотливое развлечение постепенно превращалось в грандиозное шоу, были Дж.Бейли, Ф.Т.Барнум и братья Ринглинг. В результате конкурентной борьбы все три цирковых предприятия были объединены и образовали знаменитый "Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли". Именно он оказался во главе процесса модернизации циркового дела. Тягачи заменили лошадей, перевозивших цирковое имущество, а мобильные электростанции на дизельном топливе стали автономным источником электроэнергии. Многочисленные сборные конструкции экономили время и расходы по возведению цирков-шапито. "Самое большое в мире шоу" братьев Ринглинг, проводившееся одновременно на нескольких аренах, использовало более 300 брезентовых шатров, павильонов и помещений на площади, которую цирк выбирал для выступлений.

ЦИРК В НАШИ ДНИ клоун одновременно остряк и жонглер.

Несмотря на все это, у "большого шоу" под "большим шатром" не было будущего. В июле 1956 цирк "Братья Ринглинг" объявил о своем закрытии. По словам его владельца, цирк стал жертвой телевидения, плохой погоды, заторов на дорогах, трудовых конфликтов и растущих расходов на поддержание дела. Так пришел конец традиционному бродячему цирку-шапито. На протяжении следующих сезонов шоу братьев Ринглинг претерпело значительные изменения. Выступления на европейский манер стали проводиться в стационарных закрытых помещениях, которые потребовали совсем другого оформления, в частности, для номеров воздушных гимнастов под куполом появилось огромное количество новых снарядов.

ЦИРК. Рис. 2 ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ НОМЕР: русские канатоходцы работают без сетки.

ЦИРК. Рис. 3 КИТАЙСКИЙ ЦИРК славится своими акробатами.

ЛИТЕРАТУРА

Сергеенко М.Е. Цирк. — В кн.: Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. М. — Л., 1964 Дмитриев Ю. Искусство цирка. М., 1964 Реми Т. Клоуны. М., 1965 Немчинский М.И. Цирк в поисках собственного лица. М., 1995

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Цирк — I Как вид искусства Ц. сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. Большая советская энциклопедия
  2. цирк — -а, м. 1. ист. Место для конных состязаний и состязаний колесниц, для боев гладиаторов и других зрелищ в древнем Риме. 2. Учреждение, зрелищное предприятие, устраивающее представления с участием акробатов, жонглеров, дрессировщиков и т. п. Директор цирка. Малый академический словарь
  3. цирк — Вогнутая форма рельефа в горах. Различают ледниковые цирки – кары и оползневые цирки – котловины, которые образовались в результате оползней на крутых склонах, сложенных пластическими породами. География. Современная энциклопедия
  4. цирк — орф. цирк, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. цирк — Цирк/. Морфемно-орфографический словарь
  6. цирк — Большой лунный кратер с плоским дном, в частности, кратер, заполненный лавой. Большой астрономический словарь
  7. цирк — В начале XVII в. в Москве в ремесленных слободах проживали скоморохи, в выступлениях которых появились зачатки циркового зрелища. В XVIII — начале XIX вв. Москва. Энциклопедический справочник
  8. цирк — ЦИРК а, м. cirque m. <�лат. circus круг. 1. В древнем Риме — место для конских ристаний, впоследствии — боев гладиаторово и др. зрелищ. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. цирк — Групповые развратные действия Словарь воровского жаргона
  10. Цирк — • Circus см. Roma, Рим, 17. 20. Словарь классических древностей
  11. Цирк — (от лат. circus, буквально — круг), здание для цирковых представлений. В Древнем Риме — эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились соревнования (гонки) колесниц (в перерывах выступления других артистов). Художественная энциклопедия
  12. цирк — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? цирка, чему? цирку, (вижу) что? цирк, чем? цирком, о чём? о цирке; мн. что? цирки, (нет) чего? цирков, чему? циркам, (вижу) что? цирки, чем? цирками, о чём? о цирках... Толковый словарь Дмитриева
  13. цирк — Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где circus «цирк» < «круг» (ср. circulus «круг»). Название помещение для зрелищ получило его по круговой арене. См. циркуль. Этимологический словарь Шанского
  14. ЦИРК — ЦИРК, чашеобразное углубление с крутыми стенками в горах, которые либо имеют ледниковое покрытие, либо были когда-то покрыты ледником. Углубление образуется за счет эрозии подстилающих пород из-за многократного замораживания и движения льда. Научно-технический словарь
  15. Цирк — Здание с ареной-манежем, где даются цирковые представления; ведет происхождение от греческих ипподромов. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Архитектурный словарь
  16. цирк — ЦИРК, а, м. 1. Вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, музыкальных эксцентриков. Традиции русского цирка. Толковый словарь Ожегова
  17. цирк — ЦИРК -а; м. [лат. circus] 1. В древнем Риме: место для конных состязаний и состязаний колесниц, для боёв гладиаторов и других зрелищ. Гладиаторский бой в цирке. Толковый словарь Кузнецова
  18. цирк — Заимствовано из немецкого, в котором Zirkus восходит к латинскому circus – "круг"; цирк, таким образом, получил свое название из-за формы арены. Этимологический словарь Крылова
  19. цирк — См. циркуль Толковый словарь Даля
  20. Цирк — (circus) — у древних римлян место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов, травли зверей и т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. Цирк — (лат. circus, букв. – круг) 1) вид искусства. Включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм и др.; 2) здание с ареной (манежем), где даются цирковые представления. Словарь по культурологии
  22. цирк — Цирка, м. [латин. circus, букв. круг]. 1. Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят представления гимнастические, акробатические, клоунские и с участием дрессированных животных. 2. только ед. Большой словарь иностранных слов
  23. ЦИРК — ЦИРК (от лат. circus, букв. — круг) — .. 1) вид искусства. Включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм и др... 2) Здание с ареной (манежем) — где даются цирковые представления. Большой энциклопедический словарь
  24. цирк — цирк I м. 1. Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, эквилибристов, жонглёров, клоунов, дрессированных животных и т.п. 2. разг. Цирковое представление. 3. перен. разг. Комическая ситуация, смешное событие. II м. Толковый словарь Ефремовой
  25. цирк — Вероятно, через нем. Zirkus – то же из лат. circus "круг". Этимологический словарь Макса Фасмера
  26. цирк — ЦИРК, цирка, ·муж. (·лат. circus, ·букв. круг). 1. Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной, где происходят представления гимнастические, акробатические, клоунские и с участием дрессированных животных. 2. только ед. Толковый словарь Ушакова