ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

"Благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение — "дитя правителя". Синонимы — "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" — ци2) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие "цзюнь цзы" соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже "совершенномудрого" (шэн1), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ1) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер — на траву. Его важнейшее качество — "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенческая автономия, с другой — приверженность дао, а не предметным реалиям (ци2). Наделенный "знанием предопределения (мин1)", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и "сокрытость", удаление от дел — при отсутствии дао.

ЛИТЕРАТУРА

Конфуцианство в Китае. М., 1982 Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983 Личность в традиционном Китае. М., 1992 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЦЗЮНЬ ЦЗЫ — ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (кит. – благородный муж, совершенный муж; исходное значение – «дитя правителя») – понятие китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в «Лунь юе»,носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Новая философская энциклопедия