ЕВХАРИСТИЯ

(греч. eucharistia — благодарение), главное христианское таинство. Происхождение. Согласно евангелиям (Мк 14:22-25 и параллельные места в других евангелиях), ритуальные трапезы, которые Иисус разделял со своими учениками, приобрели новый смысл на Тайной вечере, когда Иисус объявил, что хлеб и вино, над которыми он произнес благодарственную молитву, суть его Тело и Кровь, приносимые в жертву "за многих". Церковь продолжала осуществлять "преломление хлебов" (Деян 2:42), видя в нем таинство приобщения Тела и Крови Христовых (1 Кор 10:17), возвещение смерти Господней (1 Кор 11:26) и источник вечной жизни во Христе (Ин 6:53-58).

Католическое учение. Католическая церковь учит об истинном и субстанциальном присутствии Христа в таинстве евхаристии через действительное пресуществление хлеба и вина в его Тело и Кровь. В этом таинстве Христос возобновляет жертву, принесенную им Богу Отцу, при посредстве назначенного им совершителя таинства (надлежащим образом рукоположенного священника), распространяет ее действенность на тех, кто участвует в жертвоприношении, и на тех, кому преподается таинство, и предает себя в пищу верующим. В качестве богослужения евхаристия называется мессой (в православии — литургией), а в качестве таинства — причащением. Веществом для евхаристии служат хлеб (квасной в большинстве Восточных церквей и пресный — в Западной) и вино, смешанное с небольшим количеством воды (древний обычай смешивать вино с водою получает здесь символический смысл, знаменуя двуединство божественного и человеческого начала во Христе). После освящения это больше не хлеб и вино, однако они сохраняют свои внешние качества, под видом которых в них присутствует сам Христос. Верующие поклоняются Христу в Святых Дарах непосредственно во время мессы, а также в преждеосвященных или запасных Дарах, которыми верующих причащают в другое время. Всякий, кто принял крещение, может приобщаться Св. Даров; однако причастие будет благотворно лишь в том случае, если причащающийся пребывает в "состоянии благодати" (т.е. не исключен из церковного общения и не пребывает в состоянии смертного греха). В Западной церкви к причастию обычно допускаются те, кто достиг разумного возраста и соблюдал предписанный пост. Католики, достигшие возраста причастия, должны присутствовать на мессе по воскресным дням и определенным праздничным дням и должны причащаться хотя бы раз в год, на Пасху, а также при угрозе смерти (т.н. viaticum — пища для последнего странствия). Частое или даже ежедневное причащение, широко практиковавшееся в древней церкви, все больше поощряется на Западе, особенно — после декрета Пия X относительно частого причащения (1905).

Православное учение. Учение Православной церкви о евхаристии в целом совпадает с учением Западной церкви — с тем лишь отличием, что учение о пресуществлении выражено здесь в менее строгой форме и самый момент пресуществления хлеба и вина связывается с призыванием на Святые Дары Святого Духа, а не с произнесением слов, изреченных Христом при установлении таинства. См. также МЕССА.

Протестантские учения. Вожди Реформации, выступая против "механистических", в их представлении, воззрений на евхаристию, интерпретировали ее прежде всего как обетование прощения и милости к верующим силою жертвы, принесенной Христом. Лютер и лютеране настаивают на "реальном присутствии" Христа в веществах евхаристии. Кальвин и реформатские церкви учат только о "духовном" присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христовых, к которым приобщаются те, кто воспринимает их с верою. Другие протестанты понимают "преломление хлебов" как символическое напоминание о Тайной вечере, в котором Христос пробуждает и укрепляет веру Своих причастников. Даже те, кто отрицает "внешнее" таинство, например — Армия спасения или квакеры, верят, что приобщаются к некой скрытой духовной реальности. В англиканских церквах принято говорить о "реальном присутствии" Тела и Крови и о "жертве хвалы и благодарения", не давая более строгой дефиниции, которая указывала бы на приверженность католическому или традиционному протестантскому толкованию евхаристии; отношение к таинству евхаристии "высокой церкви" близко к католическому. С точки зрения норм, принятых в древней церкви, совершение евхаристии, или "вечери Господней" в протестантских церквях до недавнего времени осуществлялось достаточно редко, что было обусловлено не пренебрежительным отношением к евхаристии, а, напротив, ощущением важности и торжественности причащения. Правда, в англиканских церквах она совершается по крайней мере раз в неделю, либо как главная воскресная служба, либо — в более ранний час, а церковь Учеников Христа возродила новозаветную практику ежедневного причащения, однако в других протестантских деноминациях нормой остается ежемесячное причастие. Экуменическое движение 20 в. способствовало новому осмыслению евхаристии как таинства единения, и евхаристические службы стали проводиться, например, по случаю очередной ассамблеи Всемирного совета церквей (с учетом и с сохранением всех различий в подходе к евхаристии, характерных для отдельных христианских конфессий и деноминаций). Кроме того, в рамках экуменического движения был установлен "Всемирный день причастия" (в большинстве конгрегаций это первое воскресенье октября).

ЛИТЕРАТУРА

Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. евхаристия — Святое причастие Ср. Euchariatia — святые тайны. Ср. Ευχαριστία (ευ, хорошо — χάρις, милость) — благодарение, святая вечеря. Фразеологический словарь Михельсона
  2. ЕВХАРИСТИЯ — Христ. таинство, см. в ст. Таинства. Советская историческая энциклопедия
  3. евхаристия — Благодарение, приношение бескровной жертвы во время литургии. Краткий церковнославянский словарь
  4. Евхаристия — (от греч. eucharistía — благодарение) причащение, в христианской религии таинство; см. в ст. Таинства. Большая советская энциклопедия
  5. евхаристия — орф. евхаристия, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. Евхаристия — В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Католическая энциклопедия
  7. евхаристия — ЕВХАРИСТИЯ -и; ж. [греч. eucharistia — благодарение] = Причащение. ◁ Евхаристический, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  8. евхаристия — ЕВХАРИСТИЯ ж. греч. переводн. благодать. Таинство Св. Причащения. Евхарастический, к нему относящийся. Толковый словарь Даля
  9. евхаристия — ЕВХАРИСТИЯ, и, ж. То же, что причащение. | прил. евхаристический, ая, ое. Евхаристическая молитва. Толковый словарь Ожегова
  10. евхаристия — Евхаристии, мн. нет, ж. [греч. eucharistia, букв. благодарение] (церк.). То же, что причащение. Большой словарь иностранных слов
  11. евхаристия — ЕВХАР’ИСТИЯ, евхаристии, мн. нет, ·жен. (·греч. eucharistia, ·букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение. Толковый словарь Ушакова
  12. евхаристия — евхаристия ж. Причащение как одно из семи христианских таинств, при совершении которого по завершении литургии верующие в виде вина и хлеба вкушают тело и кровь Христовы. Толковый словарь Ефремовой
  13. ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia) — то же, что причащение. Большой энциклопедический словарь
  14. Евхаристия — Название одного из главнейших таинств церкви, признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение — литургию. По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ (греч. evcharistia — благодарение) — главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда — обретение единения со Всевышним, святое причастие. Новейший философский словарь