ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

(ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.), еврейский мыслитель, глава еврейской общины в Александрии (Египет), автор множества сочинений, большая часть из которых дошла до нас на греческом языке, а некоторые — в армянских переводах. Филон был современником Иисуса и Павла. Его сочинения — ценный источник сведений о еврейской диаспоре в эллинистическом окружении. Интерпретируя Писание, Филон использовал аллегорезу — способ толкования древнего текста (будь то гомеровского или библейского), при котором комментатор наделяет его слова, понятия и образы произвольными смыслами, придавая тексту характер иносказания. Филон трактует встречающиеся в Писании имена собственные аллегорически, как отвлеченные понятия греческой философии, преимущественно пифагореизма, платонизма и стоицизма. Например, Адам — это человеческий разум, Ева — чувственное восприятие, Ханаан — юность, а Египет — чувственность; Каин олицетворяет красноречие при необоснованных доводах, а Авель, напротив, обоснованные доводы, выраженные косноязычно. В ходе такого аллегорического толкования Филон совмещает несовместимое — Священное Писание евреев, основанное на божественном Откровении, с идеями греческой философии, создавая прецедент для последующей христианской и еврейской теологии. Трактаты Филона подразделяют на несколько категорий. Толкование — группа сочинений, посвященных определенной теме; другая группа, Аллегории священных законов, состоит из трактатов, выстроенных на разборе ряда библейских стихов. Существует взгляд, что Толкование написано для язычников, а Аллегории для евреев, но некоторые ученые оспаривают эту точку зрения. Третья группа, Вопросы и ответы к книгам Бытия и Исхода, содержит разрозненные аллегорические толкования, являющиеся скорее предварительными заметками, чем законченными произведениями. Четвертая группа включает в себя инвективу Против Флакка, осуждающую римского префекта Авилия Флакка в Александрии за попустительство антиеврейским выступлениям в 38 или 39, Посольство к Гаю — сообщение Филона о своем участии в миссии, направленной александрийскими евреями к императору Гаю Калигуле в Рим с обвинениями против Флакка. Трактат О свободе мудреца является важным источником сведений о жизни ессеев, а сочинение О созерцательной жизни описывает в чем-то сходную с ессеями отшельническую секту египетских евреев — терапевтов. Филон был не столько философом, сколько писателем-дидактиком, использовавшим философию во всем ее богатстве. Для него характерны повторы и отступления; систематическое изложение идей ему чуждо. Наиболее значительным для последующего развития христианской теологии и философии явилось представление Филона о Логосе, имманентном ("присущем этому миру") разуме трансцендентного ("за пределами этого мира") Бога. Существует сходство этого Логоса с Логосом Евангелия от Иоанна, а также ряда ранних христологических сочинений.

ЛИТЕРАТУРА

Смирнов Н.Т. Терапевты и сочинение Филона Иудея "О жизни созерцательной". Киев, 1909 Иваницкий Ф.В. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911 Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. — В кн.: Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων Ἀλεξανδρεύς) (кон. 1 в. до н.э. – нач. 1 в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Филон принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Новая философская энциклопедия
  2. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — (Pilon oAlexandreus) (ок. 20 до н. э. — ок. 50 н. э.) — античный философ, представитель иудейско-греч. философии. Ф. А. оставил ряд религ.-филос. трактатов, в к-рых стремился установить связи между иудейскими религ. Советская историческая энциклопедия
  3. Филон Александрийский — Филон Александрийский Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. Филон Александрийский — Или Ф. иудей (прибл. 20 до Р. Хр. — 50 по Р. Хр.) — выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) — иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего — стоическим платонизмом. Большой энциклопедический словарь
  6. Филон Александрийский — Филон Александрийский Филон Иудей (около 25 до н. э. — около 50 н. э.), религиозный философ, соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего со стоическим платонизмом. Жил в Александрии. Большая биографическая энциклопедия