ФИВЫ

Наиболее известный археологический памятник в долине Верхнего Нила, расположенный на обоих берегах реки примерно в 480 км южнее Каира. Фивы, впервые упомянутые в Илиаде, были названы так греками, вероятно, потому, что, подобно греческим Фивам, этот город был знаменит своими воротами. Египетское название города — Уасет. Часть территории древних Фив ныне занимают города Луксор и Карнак — оба на восточном берегу Нила; однако в древности Фивы занимали большой участок равнины и на западном берегу реки вплоть до подножий гор, где находились гробницы и погребальные храмы, в число которых входил Рамессеум, храм Амона. В эпоху Древнего царства (ок. 2800 — ок. 2250 до н.э.) Фивы были незначительным провинциальным центром, управлявшимся полунезависимыми царьками, от которых до нас дошло лишь несколько вырубленных в скалах могил. После богатого смутами переходного периода их преемники начали борьбу за объединение Египта, итогом которой явилось подчинение страны фиванской династии в эпоху Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 до н.э.), знаменующее начало процветания Фив. Хотя большинство оригинальных сооружений этого периода на восточном берегу Нила до нас не дошло из-за активного храмового строительства в эпоху Нового царства, на западном берегу еще и теперь видны гробницы некоторых правителей, прежде всего — Ментухотепа II, фараона XI династии (ок. 2052 — ок. 1991 до н.э.) в Дейр эль-Бахри. На какое-то время столица Среднего царства для удобства управления была перенесена на север, в Мемфис, однако и в то время цари были фиванского происхождения. К концу эпохи Среднего царства, когда междоусобная борьба подорвала целостность государства, цари XIII династии вновь перенесли свою резиденцию в Фивы. Для них было сооружено несколько скромных гробниц, вырубленных в скалах, а надписями засвидетельствованы приношения храму Амона в Карнаке. В правление чужеземной династии гиксосов (ок. 1700 — ок. 1580 до н.э.), народа неясного происхождения из Передней Азии, город переживал период упадка, но именно Фивы начали завершившуюся победой войну за изгнание гиксосов. Яхмос, первый царь XVIII династии (ок. 1570 — ок. 1345 до н.э.), в конце концов разгромил завоевателей, но предпосылки успеха заложил старший брат Яхмоса Камос, последний правитель XVII династии, которому удалось объедининь Верхний Египет. Царские захоронения XVII династии были разграблены еще в древности, но кое-что из великолепной погребальной утвари сохранилось; для гробниц этого периода характерны находки инкрустированного оружия. С XVIII династии началась эпоха Нового царства (ок. 1580 — ок. 1070 до н.э.), период поразительного расцвета древнего города и культа его верховного бога Амона — золотой век не только для Фив, но и для всего Египта. В течение многих столетий город оставался излюбленной резиденцией фараонов и сокровищницей, в которой скапливались богатства, собранные в качестве дани с покоренных земель. Сокровища Амона постоянно приумножались, а вместе с ними росли власть и влияние его жрецов, к числу которых принадлежали некоторые самые знатные египтяне. Огромные храмовые сооружения, возвышающиеся на восточном берегу Нила, являются наряду с пирамидами наиболее впечатляющими памятниками египетской цивилизации. Храм Амона в Луксоре, как и его более крупный аналог в Карнаке, возводился в несколько этапов, что видно по его плану, включающему сложные и повторяющиеся ряды пилонов, внешние дворы с колоннадами и гипостильные залы. Этот храм начал строиться при Аменхотепе III (ок. 1455 — ок. 1419 до н.э.) на месте прежнего святилища и был значительно изменен и расширен в последующие годы, особенно при Рамсесе II (ок. 1301 — ок. 1234 до н.э.), величайшем строителе среди всех фараонов. Рамсес II возвел новый большой двор с колоннадами и пристроил к входу громадные пилоны, установив перед каждым собственные статуи колоссальных размеров. Одна из хорошо сохранившихся статуй имеет приблизительно 18 м в высоту, что дает представление о гигантских размерах храма. Храмы супруги Амона Мут, его сына Хонса и бога войны Монта в Карнаке сами по себе производят сильное впечатление, но теряются рядом с Великим храмом Амона, который и сейчас имеет протяженность более 3 км. Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии Среднего царства; начиная с эпохи Тутмоса I в начале Нового царства он постоянно реконструировался и расширялся путем непрерывной пристройки дворов, залов с колоннадами и бесчисленных пилонов. Среди заслуживающих внимания частей храма наиболее примечателен Большой гипостильный зал Рамсеса II. Все эти храмы как внутри, так и снаружи сплошь украшены рельефами и надписями, большинство из которых содержат восхваления разных фараонов. Гробницы фараонов, за некоторыми исключениями, расположены в Долине Царей — месте менее доступном, чем более ранние захоронения, постоянно подвергавшиеся разграблению. Поскольку в долине уже не было места для возведения грандиозных заупокойных храмов, величественные погребальные сооружения стали воздвигать вдоль западного берега Нила. Исключением явился большой террасированный храм царицы Хатшепсут (ок. 1595 — ок. 1503 до н.э.) в Дейр эль-Бахри, соседствующий с храмом Ментухотепа, предшественника Хатшепсут в эпоху Среднего царства. Двор Аменхотепа III (ок. 1455 — ок. 1419 до н.э.) во второй половине периода правления XVIII династии превосходил по своей роскоши все прежде виденное в Египте; его погребальный храм до сих пор выделяется благодаря двум стоящим перед фасадом сооружения фигурам — колоссам Мемнона, восхищавшим римских путешественников, многие из которых оставили надписи о своем посещении на самих статуях. Среди других погребальных храмов на западном берегу хорошо известен т.н. Рамессеум Рамсеса II. При Аменхотепе IV (Эхнатоне) столицу временно перенесли в Амарну. Она была возвращена в Фивы его зятем Тутанхамоном, чья неразграбленная гробница была обнаружена в 1922 в Долине Царей. В гробнице Тутанхамона сохранилось все, включая царскую мумию в золотом саркофаге. Богатство этого захоронения помогает представить великолепие утраченных сокровищ из расположенных неподалеку более крупных и значительных царских гробниц. С воцарением XXVI династии (Саисский период, 663-525 до н.э.) политический центр Египта вновь переместился на север, и древняя столица утратила свое политическое значение. Тем не менее Фивы оставались важным религиозным центром, а после завоевания Египта Александром Великим ненадолго вернули себе независимость. Ранние Птолемеи продолжали расширять и украшать храмы и даже строили новые, однако последнее фиванское восстание завершилось разрушением Фив примерно в 30 до н.э. Страбон (24 до н.э.) нашел на месте прежнего города лишь несколько отдельных поселений; со временем, по мере распространения христианства, храмы и гробницы превращались в церкви и монастыри и использовались для христианских богослужений.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фивы — I Фи́вы (греч. Thebai) древнегреческий город в Беотии (См. Беотия). Согласно легендам, основателем Ф. был мифический Кадм, предками фиванцев – люди, выросшие из посеянных Кадмом зубов дракона. Древность Ф. подтверждается памятниками Эгейской культуры (См. Большая советская энциклопедия
  2. Фивы — Луксор Топонимический словарь
  3. ФИВЫ — 1. (греч. Tnbai) — один из крупнейших городов и художеств. центров Др. Египта (егип. назв. — Уасет). Ф. известны с сер. 3-го тыс. до н. э. При фараонах XI династии (сер. 22 — 20 вв. до н. э.), объединивших под своей властью весь Египет... Советская историческая энциклопедия
  4. Фивы — (Thebes), город на восточном берегу р. Нил, столица Верхнего Египта и во времена Среднего и Нового царства всей страны. Основное значение... Археологический словарь
  5. Фивы — Иначе Но-Аммон — знаменитый город в древности, в котором помещалось известное капище языческого божества Аммона (Иер 46:25 и др.). Город имел около 140 стадий в окружности. Доселе еще остающиеся развалины оного занимают около 27 англ. миль. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Фивы — (Thebes) Македонские завоевания В 335 до Р. X. фиванцы восстали против македонского владычества и окружили македонский гарнизон в акрополе — Кадмее. На помощь пришел Александр Македонский с войском. Энциклопедия битв мировой истории
  7. Фивы — • Thebae, Θῆβαι 1. в древнейшее время Θήβη (Ноm. Od. 9, 264. 274), по-беотийски Θεῖβαι, столица Беотии, была расположена среди холмистой, хорошо орошенной, очень плодородной равнины, годной особенно для коневодства. Словарь классических древностей
  8. Фивы — (греч. Thebai) (древнеегип. Уасет), один из крупнейших городов и художественных центров Древнего Египта. Известен с середины 3-го тысячелетия до н. Художественная энциклопедия
  9. Фивы — (Thebes, др.-египетский Уасет), руины др.-египетского города на левом берегу Нила (Египет), рядом с г. Луксор. Известен с III тысячелетия до н. э. как крупный полит., религиозный и культ. центр; с XX в. до н.э. – столица Египта. С VII в. до н.э. Словарь географических названий
  10. ФИВЫ — ФИВЫ — древнеегипетский город, политический, религиозный и культурный центр. Со времени фараонов XI династии (22-20 вв. до н. э.) столица Египта. В 8-1 вв. до н. э. сохранял значение религиозного центра. Археологические раскопки с 1-й пол. Большой энциклопедический словарь