ГАРМОНИЯ

В музыке — одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов — в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах — контрапунктическое. Простейшая форма гармонического аккомпанемента — аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. "разложенные" аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше). Предмет гармонии — прежде всего аккорды и их обращения (инверсии): трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенные септаккорды, увеличенные секстаккорды, доминантсептаккорды, нонаккорды и т.д. Конечно, в гармонии изучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет изучение последовательностей аккордов и законов, управляющих сочетанием созвучий. Особое внимание уделяется кадансам, т.е. завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта, точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетании мелодических линий (в этом случае учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звуки и апподжиатуры — неприготовленные задержания).

Происхождение учения о гармонии. Термин "гармония" в специфически музыкальном смысле не синонимичен понятиям "благозвучие" или "созвучие"; он охватывает также "какофонию" и "диссонанс". Классическая гармония в том виде, в каком она представлена в музыке с конца 16 в. и описана Ж. Ф. Рамо в 18 в., отличается простотой и ясностью; в основе этой системы лежит трезвучие. Даже гармония 19 в., более сложная и насыщенная хроматизмами, остается в своих основах классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р. Вагнера (1813-1883) могут рассматриваться как результат развития классических законов. Целотоновая аккордика К. Дебюсси (1862-1918) и других импрессионистов (т.е. аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов: до — ре — ми — фа-диез — соль-диез — си-бемоль) вытекает из принципа доминантового нонаккорда. Смысл ее, однако, состоит прежде всего в том, что октава делится не на семь, а на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступает в особые отношения с общепринятой системой темперации. Увеличенное трезвучие (до — ми — соль-диез) является производным от целотонового звукоряда и так же, как он, основано на симметричном делении октавы. Еще один пример симметрии — уменьшенный септаккорд (до — ми-бемоль — фа-диез — ля). Аккорды такого типа играют важную роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределенности; они могут нотироваться разными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям. Классическая аккордика основана на трезвучии — как геометрия Евклида покоится на определенных аксиомах. Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, существует и не-трезвучная аккордика. В соответствующих условиях увеличенные или уменьшенные аккорды могут звучать вполне устойчиво и не требовать разрешения в аккорды определенной тональности.

Постклассическая гармония. Для современного творчества характерен все больший отход от закономерностей классической гармонии. Так, А. Шенберг (1874-1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу, и эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику организации. В результате созвучие типа соль — до — фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии; от него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды. Но даже при включении альтерированных тонов квартовая (или другая "сконструированная") гармония не может дать того разнообразия и богатства, которое предоставляет классическая терцовая гармония. Ранние додекафонные сочинения Шенберга не содержат оригинальной гармонической системы; в дальнейшем композитор экспериментировал с разными способами симметричного деления октавы. Другие авторы, не связанные с додекафонией, тоже проводили опыты по созданию новых типов аккордики. Если когда-нибудь будет принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не будет создана соответствующая новой темперации гармоническая система.

ЛИТЕРАТУРА

Способин И. В., Лекции по курсу гармонии. М., 1969 Холопов Ю. Н., Очерки современной гармонии. М., 1974 Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М., 1975 Этингер М. А., Раннеклассическая гармония. М., 1979

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гармония — орф. гармония, -и (благозвучие; согласие) Орфографический словарь Лопатина
  2. гармония — 1) -и, ж. 1. Благозвучие, стройность и приятность звучания. Состав стихов подчинялся особенным требованиям гармонии. Добролюбов, Замечания о слоге и мерности народного языка. — Пока есть жизнь, есть и музыка жизни. Малый академический словарь
  3. ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ (от греч. harmonia — согласие) — англ. harmony; нем. Harmonie. Единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений. Социологический словарь
  4. ГАРМОНИЯ — (Άρμονία) в греческой мифологии дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Боги, которые присутствовали на свадьбе Г., подарили ей пеплос и ожерелье работы Гефеста. Мифологическая энциклопедия
  5. Гармония — (греч. armonia — связь, стройность, соразмерность) — выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Музыкальная энциклопедия
  6. Гармония — I Гармо́ния (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. Большая советская энциклопедия
  7. гармония — Латинское – harmonia. В русском языке слово «гармония» известно с конца XVIII – начала XIX в. Оно пришло из латинского через польский и восходит к греческому со значением «связь», «согласованность», «совместимость». Этимологический словарь Семёнова
  8. Гармония — (греч. harmonia) — согласованность, стройность в сочетании чего-либо в одежде, например, цветовых тонов. Г. цветовая, или гармоническое сочетание цветов — это согласованное сочетание всех цветов, входящих в орнаментальную композицию. Энциклопедия моды и одежды
  9. гармония — (иноск.) — соразмерность, равновесие, согласие (намек на музыкальную гармонию — созвучие, стройность, лад, правильное соотношение одновременных звуков) Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  10. гармония — • абсолютная ~ • высшая ~ • совершенная ~ • удивительная ~ Словарь русской идиоматики
  11. гармония — ГАРМОНИЯ и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  12. гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад ср. !! согласие см. >> согласие, соответствие Словарь синонимов Абрамова
  13. гармония — гармония , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  14. Гармония — • Harmonĭa см. Cadmus, Кадм, 2. Словарь классических древностей
  15. гармония — 1. гармо́н/и/я¹ [й/а] (благозвучие). 2. гармо́н/и/я² (гармонь). Морфемно-орфографический словарь
  16. гармония — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? гармонии, чему? гармонии, (вижу) что? гармонию, чем? гармонией, о чём? о гармонии 1. В музыке гармония — это совокупность выразительных средств музыкального произведения... Толковый словарь Дмитриева
  17. Гармония — орф. Гармония, -и (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  18. гармония — ГАРМОНИЯ — ДИСГАРМОНИЯ Гармоничный — дисгармоничный гармоничность — дисгармоничность гармонировать — дисгармонировать [Писатель] приобретает опыт, становится мастером, постигает законы композиции, архитектоники, гармонии и дисгармонии... Словарь антонимов русского языка
  19. гармония — ГАРМОНИЯ 1. ГАРМОНИЯ, -и; ж. [от греч. harmonia — связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет... Толковый словарь Кузнецова
  20. гармония — 1. ГАРМОНИЯ1, и, ж. 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная... Толковый словарь Ожегова
  21. гармония — ГАРМОНИЯ ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого... Толковый словарь Даля
  22. гармония — Гармонии, ж. [греч. harmonia]. 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков (книжн.). Большой словарь иностранных слов
  23. гармония — ГАРМ’ОНИЯ, гармонии, ·жен. (·греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков (·книж. ). Толковый словарь Ушакова
  24. гармония — 1. гармония I ж. 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо: явлений, предметов, качеств и т.п. || противоп. дисгармония 2. Согласованность, стройность звучания; благозвучие. Толковый словарь Ефремовой
  25. Гармония — (греч. harmonia – соответствие, соразмерность, согласие, созвучие) – согласованность, взаимное соответствие предметов, явлений, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Словарь по культурологии
  26. ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Большой энциклопедический словарь
  27. гармония — гармо́ния стар. армония, Ф. Прокопович; см. Смирнов 81. Из польск. harmonia, которое через лат. harmonia восходит к греч. ἁρμονία; см. Горяев, ЭС 439. Этимологический словарь Макса Фасмера
  28. ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ (греч. armonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. Новейший философский словарь