ИДЕАЛИЗМ

Философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам. Эпистемологический идеализм развивался в Англии Беркли, Юмом и Дж. С. Миллем, которые опирались на идейный фундамент, заложенный Локком. Исследуя восприятие, Локк заключил, что мы никогда не воспринимаем физический объект непосредственно; качества, которые мы воспринимаем, суть эффекты, производимые в нашем сознании воздействующими на него вещами. Подвергнув анализу ощущаемые качества, такие, как цвет и звук, запах и вкус, Локк не нашел основания верить, что в физическом объекте имеется что-либо, напоминающее эти качества. В то же время он полагал, что наши восприятия (перцепты) размера, формы и движения позволяют нам (пользуясь предположением о сходстве причины и следствия) делать выводы о том, какого рода вещи и события их вызывают. Последнее отрицал Беркли. Вера в существование физической природы, полагал он, порождена тем, что объективное существование приписывалось качествам, которые при анализе целиком сводятся к ощущениям и потому принадлежат только сознанию. Esse est percipi, существовать — значит быть воспринятым. Можно было бы даже вывести отсюда, что существуют только ощущения и образы (позиция солипсизма). Однако Беркли был далек от такого заключения. Наши ощущения должны иметь независимо существующую причину. Но поскольку доказано, что понятие о материальных вещах иллюзорно, единственной разумной альтернативой является разум, более или менее напоминающий наш собственный, но при этом отличающийся большим постоянством и широтой, — божественный дух, в котором природный порядок сведен к неизменному порядку идей. Юм соглашался с Беркли, что все знание имеет своим источником чувственный опыт, но заключал, что не только физические вещи, но и человеческую самость, а также Божественное Я следует считать не более чем совокупностью ощущений.

Метафизический идеализм. Главной идеей этой формы идеализма является тезис Гегеля: "Действительно то, что разумно". Мышление есть попытка понять, а понять что-либо — значит увидеть его место в системе; например, чтобы понять геометрическую теорему, нужно установить, что она необходимо связана с другими положениями геометрии. То, что не укладывается в требования разума, например в силу самопротиворечивости, является нереальным. Но можем ли мы сказать, что все реальное полностью разумно и умопостижимо? Лишь немногие идеалисты верили в доказуемость такого тезиса, однако считали его неявной предпосылкой философствования. Постоянные попытки ответить на вопросы типа "Почему?.." исходят из допущения, что ответ существует, — такой ответ, который разум может счесть удовлетворительным. Философия есть попытка нашего конечного разума проникнуть во всеобъемлющую систему разума, в которой и заключен смысл Вселенной. Этой системой является "Абсолют". Такого рода рассуждения намечены уже у Платона, хотя в его философии Вселенная в конечном итоге предстает не как логическая система, а как система восхождения к высшему благу. Наиболее полно метафизический идеализм изложен Гегелем. Среди других мыслителей Нового времени, придерживавшихся сходных взглядов, — Фихте и Шеллинг, Т. Грин, Ф. Брэдли и Б. Бозанкет, а также Дж. Ройс. Большинство абсолютных идеалистов признают некоторые важные философские следствия своих систем. Например, истина, согласно их взглядам, заключается в соответствии верования опыту в целом. Следствием абсолютного идеализма также является учение о "внутренних отношениях", согласно которому природа любой вещи зависит от ее отношений и потому не может быть вполне понята вне этих отношений. Далее, из системы абсолютного идеализма следует, что все в нашем конечном опыте представляет собой в большей или меньшей степени "кажимость", постепенно преодолеваемую последующим все более глубоким пониманием природы вещей. Еще одно следствие — что благо заключается в самореализации, т.е. в возможно более полном приближении к тому абсолюту, который частично воплощен в каждом человеке. Метафизический идеализм заменяет традиционное понимание личного Бога идеей Бога, который, будучи Абсолютом, имеет сверхличную природу.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. идеализм — -а, м. 1. Направление в философии, противоположное материализму, исходящее из первичности духа, идеи, сознания и вторичности материи, природы, бытия. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. 2. Приверженность к высоким нравственным идеалам. Малый академический словарь
  2. ИДЕАЛИЗМ — ИДЕАЛИЗМ (от греч. ιδέα – идея) – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального... Новая философская энциклопедия
  3. ИДЕАЛИЗМ — ИДЕАЛИЗМ — англ. idealism; нем. Idealismus. 1. Философская ориентация, в противоположность материализму, рассматривающая сознание, дух как первичное по отношению к материи. 2. В социологии — теоретико-методол. Социологический словарь
  4. идеализм — Иде/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Идеализм — (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Большая советская энциклопедия
  6. идеализм — орф. идеализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. идеализм — ИДЕАЛИЗМ а, м. idéalisme m. 1. C 90-х гг. 18 в. Философское учение идеалистов. Сл. 18. Каким натура перешла путем, Между ничтожеством и бытием?... Словарь галлицизмов русского языка
  8. идеализм — ИДЕАЛИЗМ — философское мировоззрение, либо отождествляющее мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный И.), либо утверждающее существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный И.). Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. идеализм — МАТЕРИАЛИЗМ — ИДЕАЛИЗМ Материалист — идеалист (см.) материалистический — идеалистический (см.) материалистически — идеалистически Философский материализм — философский идеализм. Сторонники материализма — сторонники идеализма. Словарь антонимов русского языка
  10. идеализм — ИДЕАЛИЗМ -а; м. [франц. idéalisme] 1. Одно из двух главных (наряду с материализмом) направлений в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию. Объективный и. Субъективный... Толковый словарь Кузнецова
  11. идеализм — ИДЕАЛИЗМ, а, м. 1. Философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. 2. Идеализация действительности. Толковый словарь Ожегова
  12. идеализм — Идеализма, мн. нет, [от латин. idealis – идеальный] (книжн.). 1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; противоп. материализм (филос.). 2. Поведение идеалиста (во 2 знач.). Большой словарь иностранных слов
  13. идеализм — ИДЕАЛ’ИЗМ, идеализма, мн. нет, At. (от ·лат. idealis — идеальный) (·книж. ). 1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; ант. материализм (филос.). 2. Поведение идеалиста (во 2 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  14. идеализм — идеализм I м. Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, мышление — первичны и составляют основу всего существующего, а материя, природа — вторичны. II м. Толковый словарь Ефремовой
  15. ИДЕАЛИЗМ — ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea — идея) — общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Большой энциклопедический словарь
  16. идеализм — См. идея Толковый словарь Даля
  17. ИДЕАЛИЗМ — ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от гр. idea — идея) — термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Новейший философский словарь