ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ЭРИУГЕНА, ИОАНН СКОТ (ок. 810 — ок. 877), христианский философ, один из выдающихся умов Европы 9 в. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот — Шотландец). Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской академии. По просьбе императора перевел (ок. 858) на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, снабдив перевод обширными комментариями. Однако его отказ представить свой труд на одобрение папе навлек на него немилость церковных властей, и его главный труд О разделении природы (De divisione naturae, ок. 865-870) в 1225 и 1585 был осужден церковью. Несмотря на разногласия с папством, Эриугену следует считать первым великим схоластом. Его смерть положила конец плодотворному философскому осмыслению вопросов вероучения в Западной церкви, которому суждено было возобновиться лишь в 11 в., в трудах Ансельма Кентерберийского. В трактате О разделении природы, основанном на идеях Псевдо-Дионисия, греческих отцов церкви и Августина и демонстрирующем оригинальность мысли самого Эриугены, различаются четыре класса природ. (1) Природа творящая, но не сотворенная (natura creans, non creata), есть Бог, сверхсущностная Божественность и первоисточник всех вещей. (2) Природу сотворенную и творящую (natura creata et creans) составляют "формы", "виды" или "прототипы" всех конечных вещей. Эти формы "творятся" в вечном порождении второго Лица Троицы, Слова Божьего, и через него, и они вечно пребывают в этом Слове. Через эти "формы", как "первопричины" или "первообразы", по образцу которых образованы все конечные вещи, в большей или меньшей степени причастные им, творятся все конечные субстанции. (3) Природа сотворенная, но не творящая (natura creata, non creans), — это сам конечный мир, сотворенный не посредством эманации "первопричин", а в свободном акте творения "из ничего". (4) Природа не творящая и не сотворенная (natura non creans, non creata) — это опять Бог, рассматриваемый теперь уже не как первоначало, из которого происходит все сущее, а как цель (или конечная причина), в которой все множество тварных сущностей, составляющих универсум, вновь обретет вечный покой. Несмотря на смелые высказывания о возможностях и прерогативах человеческого ума, Эриугена не был рационалистом или вольнодумцем и настаивал на почтительном отношении к авторитету Св. Писания и церковному Преданию. Попытки истолковать его учение в пантеистическом духе неосновательны.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М., 1995

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иоанн Скот Эриугена — (Johannes Scotus Eriugena) Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena) (около 810 — около 877), средневековый философ. По происхождению ирландец; переехал во Францию и в начале 840-х гг. Большая советская энциклопедия
  2. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА — ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) — Эригена (Erigena) (ок. 810 — ок. 877) — философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Большой энциклопедический словарь
  3. Иоанн Скот Эриугена — (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena) (ок. 810 — ок. 877) — средневековый философ. По происхождению ирландец; переехал во Францию и в начале 840-х гг. Словарь по культурологии
  4. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА — ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877/887) — средневековый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И.С.Э. привлек внимание французского короля Карла Лысого. Новейший философский словарь