ЮГОСЛАВИЯ. КУЛЬТУРА

Искусство. В Югославии сохранились следы сербско-византийской и турецкой архитектуры. В изобразительном искусстве до конца 18 в. доминировали сербско-византийские традиции. Образцы средневекового искусства Сербии распространялись в 14 и 15 вв. вплоть до Новгорода, позже они появились в Румынии.

Белград — один из главных южно-славянских центров развития современных видов изобразительного искусства. Светская живопись в Сербии и других землях южных славян начала развиваться в начале 19 в. Стремление к национальному освобождению стало проявляться в живописи в середине 19 в., особенно в произведениях А.Теодоровича, Дж.Якшича, Дж.Крстича (1851-1907). К концу 19 в. в живописи ощущалось влияние импрессионизма (М.Милованович и др.). Были представлены и другие направления в живописи — романтизм и реализм. В 20 в. тенденции развития европейской живописи и национальные темы продолжали оказывать влияние на живопись межвоенного и послевоенного периодов. Кубизм, фовизм и экспрессионизм повлияли на портретную и пейзажную живопись югославских художников (Петар Добрович, Милан Коневич, Й.Биелич и С.Шуманович). Борьба пролетариата, городской бедноты и партизан 1941-1944 стала темой творчества художников, входивших в кружок, который сформировался вокруг Д.Андреевича-Куна.

В послевоенный период появились работы в стиле абстрактного модернизма (С.Челич и Л. Сокич), сюрреализма (Л.Шейк и В.Величкович) и поп-арта (А.Томашевич).

После Второй мировой войны Белград превратился в центр ваяния. Среди скульпторов распространенными стилевыми направлениями были импрессионизм и постимпрессионизм, экспрессионизм и абстракционизм. К самым известным сербским скульпторам относятся Ана Бешилич, автор абстрактных композиций, и Ольга Еврич, которая вдохновлялась в своих пространственных композициях психоанализом Фрейда и, вероятно, искусством сербских надгробий.

Ведущие художники Черногории 15-19 вв. работали в стиле Ренессанса, но под влиянием барокко и византийского стиля. Когда в конце 19 в. стало оформляться национальное искусство, в живописи превалировали портрет и эпизоды национальной истории. Наиболее известные художники послевоенного периода — Мило Милунович (1897-1967) и Петар Лубарда (1907-1974).

Музыка. Югославская народная музыка отличается многообразием музыкальных "наречий". В сербском и черногорском песенном фольклоре распространены произведения для женского хора. Важную роль в превращении фольклорной музыки в основной вид национальной культуры сыграл композитор К.Станкович, который руководил в 19 в. Белградским хоровым обществом. Его преемником в Белградском хоровом обществе был С. Мокраняц (1856-1914), собиратель народной музыки, который опубликовал сборники сербских, черногорских и македонских народных мелодий. В конце 19 в. музыкальная жизнь была сосредоточена в хоровых обществах, среди которых самым значительным являлось Академическое хоровое общество Обилича, основанное в 1884. В 1899 была основана Музыкальная школа Мокраняца.

Композитор С. Бинички способствовал созданию в 1920 оперной труппы при Национальном театре, а в 1922 при нем начала свою деятельность балетная труппа. В 1923 было основано Белградское филармоническое общество.

В послевоенный период известностью пользовались композиторы Станойло Райчич, М.Ристич, В.Перичич, Любица Марич и А.Обрадович.

Пресса. Основные газеты Югославии — "Политика", центральная ежедневная газета, а также региональные ежедневные газеты "Победа" (издается в городе Подгорица, бывшем Титограде); "Дневник" (Нови-Сад) и "Единство" (издавалась в Приштине). Ежедневная газета "Наша борба" и общественно-политический журнал "Време" — рупоры политической оппозиции. Оппозиционные средства массовой информации, в т.ч. электронные и радио, часто сталкиваются с ограничениями со стороны правительства. Все телевизионные станции занимают лояльные позиции по отношению к правительству.

Литература. До второй половины 18 в. в рамках сербской литературы создавались произведения церковно-религиозного характера. Важную роль в становлении литературы Сербии и Черногории сыграл князь-митрополит Петр II Петрович Негош (1813-1851) из Черногории. Главной темой его стихотворений стала борьба черногорцев и сербов против турок-османов, а его драматическая поэма Горный венец (1847) проповедовала идею объединения южных славян.

Доситей Обрадович из Воеводины (ок. 1742-1811) — представитель литературы сербского Просвещения. Однако пик расцвета сербской литературы пришелся на 19 в. и был связан с влиянием романтизма. Идеологом сербского национального возрождения стал филолог и историк Вук Стефанович Караджич (1787-1864); ведущими поэтами — Джура Якшич (1832-1878) и Лаза Костич (1841-1910). Город Нови-Сад в Воеводине являлся центром литературной жизни, а ведущими литературными журналами были "Даница", "Явор" и "Матица". Романтическая поэзия занимала важное место в черногорской литературе; выдающимися поэтами были С.Петрович-Цуца (1830-1857), Никола I Петрович (князь, затем король) (1841-1921) и М.Шобаич (1836-1917).

Период 1870-1895 характеризовался большим разнообразием в литературе, развитием романа и эссеистики, влиянием русской и французской литератур и борьбой за преобладание в литературе социально-критического реализма и психологизма. В театрах шли остросоциальные комедии сербского писателя Бранислава Нушича (1864-1938). В 1895-1914 возникла группа писателей, которых называли модернистами или декадентами, в своем творчестве они отстаивали индивидуализм и творческую свободу в литературе, принцип "искусство ради искусства".

Для периода, начавшегося в 1920-е годы, был характерен "новый модернизм" или литературный экспрессионизм. Яркий представитель этой литературы "потерянного поколения" — серб Милош Црнянский. В послевоенное время пропасть между писателями реалистами и модернистами увеличилась. К первой группе, которая занималась проблемами общества, относились Добрица Чосич и черногорец Радован Зогович; ко второй группе — Радомир Константинович. Бранко Чопич затронул тему коммунистической революции в своем романе Прорыв (1952); этой же тематике посвятили свои произведения Оскар Давичо (Песня, 1952) и Михайло Лалич (Лелейская гора, 1957). Известностью пользовался сатирик Эрих Кош.

Самый известный писатель Югославии 20 в. — Иво Андрич. В своих романах и повестях он описывал жизнь боснийского и югославского общества, затрагивая сложные проблемы эпохи и становления национального самосознания (например, Мост на Дрине, 1945). В 1961 Андрич стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Кино. В 1910 был снят первый фильм о сербском национальном герое Карагеоргии. После Второй мировой войны революционное правительство организовало в Белграде кинопроизводство под контролем государства. В это же время кино развивалось во всех шести республиках. Югославия стала признанным лидером в области анимационного кино. Движение, хотя и известное под названием "загребская школа" (Хорватия), было основано Душаном Вукотичем, черногорцем, который в 1961 получил академическую премию за фильм Эрзац. В документальном кино известность получили режиссеры "белградской школы" — Анте Бабайя, Пуриша Джорджевич, Александар Петрович, Кристо Сканата, Степан Занинович и Желимир Зилник. Некоторые из них снимали художественные фильмы (Велко Булайич и Франце Штиглиц).

Мировую известность приобрел кинорежиссер Душан Макавеев из Сербии своими фильмами Трагедия стрелочника (1967) и В.Р. — Мистерии организма (1971). Югославские кинопродюсеры, как и кинорежиссеры-авангардисты в Польше и Чехословакии, работали в неблагоприятной политической атмосфере, подавлявшей их творческую независимость. В 1970-е годы Макавеев, Джорджевич и Петрович были изгнаны из югославского кино. Однако в середине 1970-х годов новое поколение режиссеров, обучавшихся в Национальной Академии киноискусства Чехословакии (FAMU) в Праге, вернулось на родину и стало работать на югославском телевидении, а вскоре начало создавать новаторские фильмы. В их числе Горан Маркович, Райко Грлич, Срджан Каранович, Лордан Зафранович и Эмир Кустурица. В 1995 Срдян Драгоевич выпустил фильм Красивое село, красивое пламя (Лепа села лепо горе), который стал одной из первых попыток в сербской культуре отразить влияние войны на жизнь страны.

Образование. В 1918 более 50% населения старше 10 лет было неграмотным. Уровень неграмотности сократился до 45% в 1931 и 16,5% в 1971, наиболее высок этот показатель в южных районах страны. В 1991-1992 в начальных школах обучалось 471 тыс. учеников, в классах нижней ступени средней школы — 465,8 тыс., а в классах верхней ступени средней школы -348 тыс. учеников. В том же году в университетах обучались почти 133 тыс. студентов. В 1992 в Белградском университете было почти 57 тыс. студентов. Университеты имеются в Подгорице, Нише, Крагуеваце, Нови-Саде и Приштине.

В Югославии существуют две Академии наук и искусств: Сербская (в Белграде, основана в 1886) и Черногорская (основана в 1976). Самые ценные исторические документы и архивы хранятся в этих Академиях и разных музеях, федеральных и местных архивах. В Белграде и Нови-Саде находятся крупнейшие библиотеки страны. Проводятся исследования в области ядерной физики (Институт ядерных исследований имени Бориса Кидрича в Винча).

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me