КАН Луис

(Kahn, Louis Isidore)

(1901-1974), американский архитектор; приобрел известность как создатель монументальных построек из кирпича и железобетона, которые представляют собой альтернативу "органической" архитектуре Ф.Л.Райта и строгости "стеклянных коробок" Л.Мис ван дер Роэ и Ф.Джонсона. Кан родился на острове Эзель (ныне Сааремаа) в Эстонии 20 февраля 1901. В 1905 вместе с родителями переехал в США. В 1924 окончил архитектурную школу в Пенсильванском университете, затем работал с несколькими филадельфийскими архитекторами, став впоследствии консультантом по вопросам гражданского строительства и проектирования городов. В 1948 Кан — профессор архитектуры Йельского университета, где заведовал кафедрой до 1957, когда был приглашен в Пенсильванский университет. Первая крупная работа Кана — Художественная галерея Йельского университета (1953) — принесла ему признание. Внешний облик сооружения выдержан в традициях интернационального стиля, но в оформлении интерьеров бросаются в глаза грубые поверхности бетонных перекрытий и выставленное напоказ инженерное оборудование, что отражает веру Кана в эстетические достоинства обнаженной конструкции. Визуальная ценность того, что архитектор называл служебными пространствами (т.е. тех частей сооружения, где размещались технические системы), была еще сильнее акцентирована в кирпичных башнях Медицинских исследовательских лабораторий А.Н.Ричардса в Пенсильванском университете (1957-1961). Впечатляет диапазон масштабов работ архитектора: от бани в Трентоне (шт. Нью-Джерси) до генерального плана столицы Бангладеш Дакки, где строительство правительственных учреждений ведется по единой концепции с 1962. Первая унитаристская церковь в Рочестере (шт. Нью-Йорк), со стенами из шлакоблоков, остроугольные в плане корпуса Центра биологических исследований Дж.Б.Солка в Ла-Ойе (шт. Калифорния) из бетона и дерева, огромные круглые бетонные проемы в центральном внутреннем дворе библиотеки в Экстере (шт. Нью-Хэмпшир) демонстрируют разнообразие форм и фактур, которые использовал Кан в последний период своего творчества. Особое внимание к эффектам естественного освещения проявилось при создании музея Кимбелла в Форт-Уорте (шт. Техас), где произведения искусства освещаются светом, отраженным от высоких, сложных по форме сводов, и в Британском центре Меллона в Йеле, работа над которым была завершена уже после смерти архитектора. Умер Кан в Нью-Йорке 17 марта 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кан Луис — (Kahn) (р. 1901), американский архитектор. Эстонец по происхождению. В 1915 принял гражданство США. Окончил Пенсильванский университет в Филадельфии (1924). Профессор Йельского (1948-57) и Пенсильванского (с 1957) университетов. Художественная энциклопедия
  2. КАН Луис — КАН Луис (1901-74) — американский архитектор. Постройки — научные лаборатории в Филадельфии (1957-61) и Ла-Ойе (Сан-Диего, Калифорния; 1959-66) — административные комплексы в Дакке (Бангладеш; с 1963) и Ахмадабаде (Индия... Большой энциклопедический словарь
  3. Кан Луис — Кан (Kahn) Луис (1901—1974), американский архитектор. Постройки — научные лаборатории в Филадельфии (1957—61) и Ла-Ойе (Сан-Диего, Калифорния; 1959—66), административные комплексы в Дакке (Бангладеш; с 1963) и Ахмадабаде (Индия; 1963—66) ... Большая биографическая энциклопедия