КАНАДА. КУЛЬТУРА

Фон, на котором развивалась современная культура Канады. Разнообразие является наиболее характерной чертой культурной жизни Канады, что естественно для такой большой страны с относительно редким населением, которое делится на многочисленные группы по территориальному и этническому признаку. Раньше всего стали проявляться различия между двумя группами, которые специалисты по истории Канады называют коренными жителями и первопоселенцами; существовали определенные различия и внутри каждой из этих групп. Коренные жители — индейцы и эскимосы (инуиты); первопоселенцами были французы, которые обосновались в Новой Шотландии и в Квебеке в начале 17 в., и англичане (т.е. собственно англичане, шотландцы и ирландцы), поселившиеся позднее в том же веке в Новой Шотландии, Ньюфаундленде и на берегах Гудзонова залива.

Французские и британские элементы. Великобритания завоевала Новую Францию, французскую колонию, располагавшуюся на берегах р.Св. Лаврентия, в 1760. Однако в Квебеке и Акадии (части Приморских провинций) французский язык и различающиеся между собой варианты французской традиции сохранялись и даже развивались, чему немало способствовало влияние Римско-католической церкви. Приток англоязычных иммигрантов сначала был незначительным; только четверть века спустя, после победы Американской революции, тысячи лоялистов покинули свои дома в Соединенных Штатах и обосновались в колониях Верхняя Канада (позднее Онтарио) и Нью-Брансуик. Лоялисты и более поздние переселенцы из США привнесли с собой элементы американской культуры; эти элементы смешались с британской культурой, носителями которой были многочисленные иммигранты, покинувшие Англию в конце наполеоновских войн. Эти два источника дали начало особой культуре англоязычной Канады, которая связана с американской и британской, но имеет свои характерные особенности. В 1867, когда была создана Конфедерация колоний Онтарио, Квебек, Нью-Брансуик и Новая Шотландия, возникло новое государство Канада; в нем сосуществуют два народа, каждый со своей культурой, которые долгое время развивались обособленно. Временами эти культурные различия приобретали политическое звучание, и в 1960-1970-х годов в Квебеке возникло сильное сепаратистское движение. Как ни парадоксально, тенденция к отделению Квебека привела к тому, что обе основные этнические группы Канады стали проявлять большой интерес к литературе и культурным традициям друг друга. Хотя этот взаимный интерес не привел к слиянию двух канадских культур, но постепенно канадцы пришли к осознанию того, что при всем своем внешнем несходстве английская и французская культура в Канаде имеют много общего; в формировании их облика значительную роль играло воздействие окружающей среды, а также общее для обеих культур стремление сохранить свою индивидуальность под давлением могущественного соседа — Соединенных Штатов.

Другие этнические группы. К началу 1970-х годов более четверти канадцев не принадлежали ни к французской, ни к английской этническим группам; настойчивость, с которой франкоканадцы оберегали свои культурные традиции, послужила примером для других этнических меньшинств, которые также постарались сохранить свои традиции. Такие сообщества, как немцы в южном Онтарио, исландцы в районе озера Виннипег, украинцы в степных провинциях, русские духоборы в Британской Колумбии, голландские фермеры в долине р.Фрейзер, большие общины китайцев и сикхов в Ванкувере и Виктории, а также прибывшие позднее итальянцы и португальцы, обосновавшиеся в городах Онтарио и Квебека, — все они сохранили свой язык, народные песни и танцы, праздники, этнические связи и религиозные верования и обряды.

Коренное население. У всех индейских племен, проживавших на территории Канады, была развита культура, внешним выражением которой служили песни, повествования и ритуальные драматические представления. Однако у двух групп племен самовыражение в искусстве пошло значительно дальше обычного уровня и достигло таких высот, которые позволяют считать их носителями замечательных художественных традиций; в обоих случах наивысшие достижения в этой области приходятся на время вскоре после первых контактов с европейскими землепроходцами и торговцами. Одна из таких культур была создана племенами рыболовов (хайда, цимшиан, квакиутль, нутка и белла-кула), обитавшими на тихоокеанском побережье Британской Колумбии и занимавшимися промыслом лосося; обильная добыча лосося летом позволяла обеспечить себя пищей на всю зиму и оставляла досуг, который позволил им создать сложную культуру; они разыгрывали сложные драматические представления, занимались резьбой по дереву и пр., изготавливая массивные геральдические столбы с изображениями священных животных (тотемов) более 15 м высотой и высокохудожественные резные маски для в религиозных церемоний. Это было одно из наиболее монументальных и изощренных направлений в первобытном искусстве, достигшее апогея в 1870-1880-х годах, после того, как скупщики мехов снабдили индейские племена металлическими орудиями, позволявшими работать с огромными соснами, растущими в лесах тихоокеанского побережья, и всевозможными товарами для обмена подарками во время больших праздников — потлачей; во время этих праздников воздвигались резные столбы, а танцующие надевали маски. Расцвет этой культуры продолжался недолго, и уже в 1920-х годах традиция стала приходить в упадок. Эскимосы никогда не образовывали сложных общин, связанных общими религиозными ритуалами, которые создали почву для монументального искусства индейцев; поселения эскимосов — это скопления семейных групп, которые ведут кочевой образ жизни и охотятся в суровых условиях Арктики. За последние полторы тысячи лет, со времени доисторической культуры Туле, они занимаются изготовлением небольших резных изделий из камня, оленьих рогов и моржовых клыков. Первоначально это были изображения животных, выполненные в столь же реалистической манере, как палеолитические пещерные рисунки, и создавались они с той же целью — привлечь животных того вида, на который велась охота.

Колониальный период. Различия между двумя культурами — франкоканадской и англоканадской — коренятся в том, что первая из них была основана на традициях французского крестьянства; переселившиеся сюда из северных французских провинций крестьяне принесли с собой народные песни и устные рассказы, а также традиции своих кустарных промыслов и ремесел. В музеях Канады есть множество прекрасных образцов мебели, глиняной посуды, религиозных скульптурных и живописных изображений, созданных сельскими мастерами Квебека. В 20 в. ученые обнаружили, что Новая Шотландия и Ньюфаундленд являются настоящим живым музеем, где сохранились английские и ирландские народные песни, давно уже забытые на их родине. Канадский критик Нортроп Фрай заметил, что почти до конца 19 в. и французские, и английские переселенцы в Канаде по образу мыслей и уровню жизни представляли собой нечто вроде "гарнизонного общества". До самого образования Конфедерации над ними постоянно висела угроза войны — или между англичанами и французами, или между канадцами и американцами; к этому добавлялся страх перед индейцами. До создания Конфедерации в небольших городах и деревнях Квебека, Верхней Канады и Приморских провинций почти не было профессиональных писателей, художников, музыкантов. В литературе и изобразительном искусстве господствовал стиль, принятый в то время во Франции и Великобритании и лишь в слабой степени адаптированный к канадским условиям.

Литература. Очень немногие канадские писатели (до Стивена Ликока, творившего в начале 20 в.) отличались оригинальностью замысла и подхода. Исключение составляют Джеймс де Милль, чья Странная рукопись, найденная в медном цилиндре (1888) представляет собой одну из немногих подлинно фантастических утопий, созданных в Канаде, а также Сара Жаннет Дункан; ее роман Империалист (1904) отмечает сдержанная ирония. Среди наиболее заметных произведений, созданных в ранний период канадской истории, большая часть носит описательный и повествовательный характер. Таково Путешествие к северным морям Сэмюэла Хирна, описывающее его пешие путешествия через тундру к берегам Северного Ледовитого океана в 1769-1772, и Повесть об исследованиях в западной Америке Дэвида Томпсона, захватывающая по содержанию и написанная в энергичном деловом стиле. К лучшим произведениям, появившимся в это время в более освоенных районах Канады, относятся те, в которых меньше проявляется влияние европейской литературы, поскольку целью их авторов являлось фактическое или сатирическое описание канадской жизни. В первой половине 19 в. появляются книги двух сестер-англичанок, Сюзанны Муди и Кэтрин Парр Трейл, которые напрасно пытались перенести в Верхнюю Канаду образ жизни поместного дворянства Англии и соединить утонченность с духом первопроходцев; их произведения дают реалистическую картину жизни на западных рубежах Канады в 1830-х годах. В это же время появляются сатирические произведения Томаса Чэндлера Хэлибертона (Часовщик, или слова и дела Сэма Слика из Сликвилля) и Томаса Мак-Каллоха (Письма Мефибошета Степшура), в которых ощущается настроение разочарованных реформистов; высмеивая глупость своих соседей, они создают интересную комическую картину жизни Приморских провинций на рубеже викторианской эры.

Живопись. За исключением благочестивых произведений деревенских художников Квебека, вся ранняя живопись в Канаде носила откровенно подражательно-академический характер. Исключение составляют немногочисленные художники, которые отправлялись на неосвоенные земли и фиксировали свои впечатления прямо на месте. Некоторые из них входили в состав британской армии в качестве топографов; лучшим из них был Томас Дэвис, чьи наивные и яркие акварели, выполненные в 1950-1960-х годах, представляют интерес и как исторические документы, и как талантливые произведения живописи. Многие художники того времени проявляли в своем творчестве некоторую двойственность; это можно видеть на примере Пола Кейна, который в 1844 совершил путешествие через всю Канаду до Тихого океана с целью изучить культуру индейцев. Вернувшись, он создал серию огромных полотен в псевдогероическом стиле. И только недавно были обнаружены эскизы, которые он делал на небольших досках во время путешествия. Они показывают художника, который прекрасно улавливал настроение и движение и обладал чувством цвета, — свойства, которые он намеренно подавлял в себе, чтобы угодить восточноканадской публике, привыкшей к академическому стилю в живописи.

Изобразительные искусства. Наиболее заметный переход к современному стилю и одновременно обретение отчетливо национальных черт произошли ранее всего в живописи. Эти изменения проявились ранее всего в работах двух канадских художников 19 в. Озайя Ледюк был самоучкой, расписывавшим церкви в Квебеке; случайно в 1890-х годах он познакомился с работами французских импрессионистов и под их влиянием начал писать в глухой деревне, затерянной в Лаврентийских горах, создавая натюрморты и пейзажи, исполненные неземной чистоты и прозрачности. Его современник Джеймс Уилсон Моррис принадлежал к богатой монреальской семье, много путешествовал и был принят как равный Матиссом и другими художниками парижской школы. Он первым сумел увидеть канадские города и реки такими, какие они есть, свежим взглядом, не затуманенным академическим подходом.

"Группа семи". Эксперименты Ледюка и Морриса заложили основу художественного направления, достигшего своего высшего выражения в работах самой знаменитой школы канадских художников — "Группы семи". В действительности в этом движении участвовали не семь, а восемь человек; с 1913 по 1917 "Семеро" — Лорен Харрис, А. Джэксон, Артур Лизмер, Фредерик Варли, Джеймс Макдональд, Фрэнсис Ханс Джонсон и Франклин Кармайкл — были тесно связаны с Томом Томсоном, который, как и все они, был увлечен изображением канадских пейзажей в стиле и технике импрессионистов, Сезанна и Ван Гога. Томсон, возможно самый талантливый из них, умер в 1917; наиболее знаменитым был Джэксон, который писал до конца жизни в 1974. Эти художники много путешествовали, забираясь далеко в глушь; Джексон и Харрис побывали даже за Полярным кругом, а Варли добрался до тихоокеанского побережья.

Современная живопись. Хотя "Группа семи" и явила канадцам их страну в новом свете, в конечном счете их влияние оказалось слишком сильным и продолжалось слишком долго. За все это время известности удалось добиться лишь немногим отдельным художникам, из которых следует упомянуть Эмили Карр и Дэвида Милна. Два канадских художника, поистине заслуживающие названия современных, Альфред Пеллан и Поль-Эмиль Бордуа, отправились в Париж. Вернувшись оттуда, они открыли в Монреале школу, из которой вышли такие знаменитые впоследствии мастера, как Жак де Тоннанкур и Жан-Поль Риопель. Последний вскоре уехал в Париж и сейчас известен как один из ведущих художников как Франции, так и Канады. После Второй мировой войны, когда появились многочисленные художественные школы и искусство стало пользоваться поддержкой как частных лиц, так и государства, на художественном горизонте стали стали ошеломляюще быстро появляться и столь же стремительно исчезать многочисленные имена, как это обычно происходит в большинстве других западных стран. В поколении 1950-1960-х годов следует отметить таких художников, как Джек Шедболт (его огромная фреска, украшающая стену Международного аэропорта в Эдмонтоне, дает хороший пример канадского монументального искусства), Хэролд Таун, Тони Уркхарт, Гордон Смит, Джек Буш, Уильям Рональд, Рональд Блор, Майкл Сноу, Тони Онли, Кацуо Накамура, а также иллюстраторов-реалистов Алекса Колвилла и Джека Чемберса. В последнее время в связи с тем, что Канада стала осознавать свою принадлежность к бассейну Тихого океана, некоторые художники стали подчеркивать в своем творчестве азиатские корни многих явлений в жизни западной Канады; к ним относятся Джек Уайз, Рой Кийока, Лин Ченши.

Другие изобразительные искусства. Скульптура в Канаде еще в большей степени, чем живопись, является подражательной; наиболее самобытные скульптурные произведения создают эскимосы. Можно отметить некоторых графиков, например Бруно Бобака, Алистера Белла и Роберта Стилса; в последние годы активно развиваются художественные ремесла, особенно керамика, в Приморских провинциях, Квебеке и Британской Колумбии. Наилучшими образцами архитектуры можно назвать построенные по проектам Артура Эриксона здания университетов Саймона Фрейзера и Летбриджа, канадские павильоны на всемирных выставках в Монреале (1967) и в Осаке (1970), а также здание Музея антропологии в Ванкувере. К числу выдающихся произведений современной архитектуры относятся здания, построенные по проектам архитектора Дугласа Кардинала, метиса по происхождению; в частности, ему принадлежит проект Канадского музея цивилизации (1989).

Современная литература. Началом современного периода можно считать появление в литературе собственно канадских традиций. 1890-е годы ознаменовались появлением т.н. "поэтов Конфедерации"; в лице Чарлза Робертса, Арчибальда Лампмена и Дункана Кемпбелла Скотта мы находим писателей, которые пытаются найти выражение чувствам, которые вызывает у них именно природа и жизнь Канады. В творчестве этих поэтов, а также их современницы Эмили Неллиган "узость гарнизонного мышления" уходит, страх перед неизвестностью рассеивается, и возникает новая литература. Однако только с появлением Стивена Ликока, который стал публиковать свои сатирические наброски о жизни Онтарио как раз перед Первой мировой войной, канадская литература обрела характерный для нее впоследствии стиль — ироничный, самокритичный и в то же время несколько вызывающий, как, например, в Очерках маленького городка в солнечную погоду (1912).

Англоязычная поэзия. Однажды возникнув, специфически канадский литературный стиль продолжал развиваться, проникая из чисто камерных форм поэзии в художественную прозу, критику и драму. Переломным десятилетием в становлении современной англо-канадской поэзии были 1930-е годы, когда в ней господствовали Э. Дж. Пратт, А. Дж. М. Смит, Ф. Р. Скотт, А. М. Клейн и Дороти Ливси. В 1940-е годы возникает новая школа англоязычных поэтов — последователей Эзры Паунда и Уильяма Карлоса Уильямса, и начинается заметный уклон в сторону подражания американским, а не английским образцам; наибольших успехов на этом пути добились Ирвинг Лейтон, Луи Дюдек и Реймонд Соустер. Среди поэтов, завоевавших известность в 1950-1970-е годы и работающих в настоящее время, выделяются П.К.Пейдж, Эрл Берни, Филлис Вебб, Леонард Коэн, Эл Перди, Маргарет Этвуд, Олден Наулан и Гвендолин Мак-Юин. Среди современных тенденций в поэзии наибольший интерес представляют опыты своеобразной "геопоэзии", с ее повышенным вниманием к свойствам земли и историческими реминисценциями.

Англоязычная проза. В художественной прозе впервые попытки передать местный колорит были предприняты писателями из степных провинций; к этому их побуждало яркое своеобразие природы прерий, с их необозримыми просторами и суровым климатом. Первым крупным канадским романистом стал Фридрих Филип Гров, литературная карьера которого начиналась в Германии. Свою деятельность в Канаде он ознаменовал созданием серии романов, повествующих о жизни фермеров и их борьбе с природой и собственными страстями. Наиболее типичен для его творчества, рисующего мрачноватые, в стиле Томаса Харди, картины сельской жизни, роман Поселенцы на болоте (1925). Первым канадским прозаиком, завоевавшим международное признание, стал Морли Каллахан, по преимуществу городской писатель, создавший в 1930-х годах ряд притч на моральные темы, замаскировав их под повести из жизни Торонто (например, роман Они унаследуют землю, вышедший в 1935). Хью Макленнан, роман которого Барометр поднимается (1941) положил начало его писательскому успеху, стал в 1950-х годах ведущим канадским романистом, неуклонно разрабатывая тему канадского национального самосознания. В центре его внимания, в частности, находились отношения англоканадцев и франкоканадцев, которым посвящен его роман Два одиночества (1945); заглавие этого романа с тех пор постоянно используется канадцами для характеристики разобщенности их культуры. Макленнан писал в довольно консервативной манере, которая вообще характерна для канадской прозы до конца 1950-х годов, когда Шейла Уотсон выступила со своим единственным романом Двойной крючок (1959) и внесла фантастическую струю, которая с тех пор является постоянным элементом канадской художественной прозы. Другим элементом, также постоянно присутствующим в прозе, является сатира, которую Мордекай Ричлер успешно сочетает с фантастикой в своем романе из жизни монреальских евреев Ученичество Дадди Кравеца (1959). К наиболее интересным современным канадским романистам можно отнести Маргарет Лоренс, Робертсона Дэвиса, Мэриен Энджел, Матта Коэна и Одри Томас. Дэвида Адамса Ричардса, Тимоти Финдлея, Гая Вандерхейджа, Майкла Ондаатжи, Кэтрин Говир и Кэрол Шилдс; в жанре короткого рассказа успешно выступают Хью Гарнер, Хью Худ, Элис Мунро и Дэвид Хелвиг. Большим вниманием пользуются книги Малкольма Лаури, английского писателя, который много лет жил в Британской Колумбии и создал здесь свое наиболее значительное произведение У подножья вулкана. Два вышедших посмертно произведения Лаури — Октябрьский паром до Габриолы (1970) и Услышь нас, о Господь, с небес (1961) основаны на событиях его жизни в Канаде.

Франкоязычная поэзия. Развитие литературы в Квебеке в общем следует по тому же пути, что и в англоязычной Канаде. Поэзия 1930-х — 1940-х годов представлена именами Сен-Дени Гарно, Анн Эбер и Рины Ланье. С конца 1950-х годов в среде молодых писателей возникает новое движение, вызванное к жизни социально-политическим протестом против господства англо-канадцев, известным под названием "тихой революции"; это движение покончило с религиозно-окрашенным консерватизмом, ранее столь характерным для Квебека. В его рядах выступили поэты Жиль Эно, Ролан Жигер, Жан-Ги Пилон, Фернан Улетт и Пьер Тротье. Более радикальная группа, в основном связанная с журналом "Парти при", пыталась создать литературу на монреальском диалекте.

Франкоязычная проза. До 1930-х годов франкоканадская художественная литература была сельской по тематике и сентиментальной по стилю, идеализировавшей традиционный образ жизни крестьян и сельского духовенства. Эра реализма в литературе началась с опубликованного в 1938 романа Ринге (псевдоним Филиппа Паннетона) Тридцать арпанов, который описывал деградацию аграрного Квебека. Габриэль Руа в таких романах, как Случайное счастье (1945), более подробно рассматривает социальную болезнь, причина которой коренится в массовой миграции населения в города. Позднейшие романисты, как и молодые поэты, распространили свой критический анализ и на социальную сферу; во многих современных франкоканадских романах речь идет о квебекском сепаратизме и связанных с ним террористических актах. Среди последователей Габриэль Руа были такие ведущие писатели, как Ив Терио, Жерар Бессет, Юбер Акен, Мари-Клэр Влэ, Режан Дюшарм, Рош Карье и Жак Годбу. Особо следует отметить писательницу из Акадии Антонину Майе, удостоенную Гонкуровской премии; выход ее романа Пелажи-ла-Шарретт (1979), в котором драматически изложена история возвращения ее народа из изгнания, ознаменовал появление Акадии на литературной карте мира.

Исполнительское искусство. Иммиграция в Канаду многих талантливых и образованных европейцев, а также поддержка, оказываемая правительством через Канадский совет способствовали радикальным изменениям в исполнительском искусстве в послевоенное время; до войны в стране существовало всего несколько профессиональных театров и только два симфонических оркестра. Сейчас оркестры есть во всех крупных городах, причем самыми значительными считаются оркестры Торонто, Монреаля и Ванкувера. Канадская оперная труппа проводит ежегодно весенний и осенний сезоны в Торонто, а в остальное время много гастролирует в Канаде и США. Четыре других профессиональных оперных труппы в городах Ванкувер, Эдмонтон, Калгари и Виннипег принимают участие в совместной программе, известной под названием "Западная опера". Помимо труппы Виннипегского королевского балета, получившей статус профессиональной в 1950, существует Национальный балет Канады, базирующийся в Торонто, и Большой Канадский балет в Монреале. В области драматического искусства необходимо отметить международные события, такие, как ежегодно проводящиеся в провинции Онтарио шекспировский фестиваль в Стратфорде и фестиваль Шоу в г.Ниагара. Следует отметить высокий уровень профессиональных драматических театров Монреаля, Торонто, Галифакса и Ванкувера. До 1960-х годов мало кто из канадских писателей писал пьесы для сцены (к числу немногих исключений относился Робертсон Дэвис). Даже в конце 1950-х годов, когда стали открываться многочисленные театры, драматурги реагировали на это с большим опозданием, а театральные деятели тоже не очень-то спешили производить эксперименты с канадскими пьесами, когда публика требовала Шекспира и Пинтера или Мольера и Ануя. В последнее время стали появляться небольшие экспериментальные театры, и в англоязычной Канаде появился ряд интересных драматургов, таких, как Джеймс Рини, автор фантастических пьес в стихах, Джордж Рига, Джон Коултер и Джон Херберт, чья пьеса Фортуна и глаза людей (1970) завоевала международное признание. Среди современных авторов пользуются успехом Кэрол Болт, Шэрон Поллок, Дэвид Феннарио, Дэвид Фримен, Дэвид Френч, Биверли Саймонс, Майкл Кук, Джудит Томпсон и Уэнди Лилл. В Квебеке местные драматурги появились раньше, в основном благодаря усилиям Грасьена Желина, который в 1940-х годах создал народный театр. Сам Желина был первым значительным франкоканадским драматургом; по его стопам пошли молодые авторы, и театр, наряду с литературой, занял свое место в Квебеке. Из ведущих современных драматургов Квебека следует назвать Марселя Дюбе, Мишеля Тремблэ, Робера Гурика и Жака Барбо. Их пьесы были переведены на английский язык, и, по-видимому, именно в театре, раньше чем где-либо, началось взаимное обогащение "двух одиночеств" канадской культуры. До недавнего времени из-за конкуренции американских фильмов частные компании почти не занимались производством кинопродукции. Серьезные кинематографисты работают в рамках Национального совета кинематографии, государственной корпорации, основанной в 1939. по инициативе английского кинорежиссера Джона Грирсона и специализирующейся на высококачественной кинодокументалистике. В 1967 федеральное правительство учредило Канадскую корпорацию по развитию кинематографии (известную сейчас под названием "Телефильм Канада") с целью оказания помощи частным кинопродюсерам в съемке художественных фильмов. Вскоре после этого появились такие незаурядные фильмы на канадские сюжеты, как Вниз по дороге Дона Шебиба (1970) и Мой дядя Антуан Клода Жютра (1971), в которых эмоциональная насыщенность сочетается с документальной точностью в изображении социальных явлений. К началу 1990-х годов международное признание получили канадские режиссеры Дени Аркан (Упадок американской империи) и Атом Эгоян (Экзотика). Некоторые канадские деятели кино, например Норман Джуисон и Дэвид Кроненберг, внесли свой вклад в развитие мировой киноиндустрии. И все же более 90% репертуара канадских кинотеатров до сих пор составляют фильмы иностранного производства.

Образование. Система образования находится в ведении правительств провинций. Исключение составляют территории федерального подчинения, в которых школы находятся в ведении центрального правительства. Последнее оказывает также некоторую финансовую поддержку системе высшего образования и научным исследованиям, однако не может напрямую вмешиваться в управление школами и университетами; все они находятся в сфере действия законов провинций. Система образования ниже университетского уровня обеспечивается субсидиями, которые выделяются провинциальными и муниципальными органами. Уровень финансирования существенно меняется от провинции к провинции; богатые области западной Канады выделяют на нужды образования значительно больше средств, чем Приморские провинции. Поскольку система образования контролируется провинциями, уровень образования и конкретные правила, действующие в этой системе, также варьируют в весьма широких пределах. В 1960-е годы сеть учебных заведений всех уровней в Канаде значительно расширилась. С 1960 по 1970 доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая на образование, почти удвоилась — с 4,5% до 8,8%. Особенно заметно это отразилось на высшем образовании; федеральное правительство вложило большие средства в создание новых университетов, колледжей и других средних и специальных учебных заведений. В 1960-х годах Ньюфаундленд, провинция с наиболее низким уровнем образования, попыталась повысить его уровень путем введения бесплатного высшего образования. Наиболее радикальные изменения произошли в Квебеке, где традиционная система образования под контролем церкви была заменена светским образованием, значительным изменениям подверглись и сами программы.

Начальное и среднее образование. В первые 200 лет истории Канады почти все школы находились в ведении церкви. Первые светские школы, открытые правительством, появились в начале 19 в. К началу 20 в. было введено всеобщее начальное обучение, и сейчас во всех провинциях существует обязательное обучение для детей в возрасте от 6 или 7 лет до 15 или 16. Многие дети посещают также дошкольные учреждения. В большинстве провинций полный курс начальной и средней школы, где обучение производится бесплатно, охватывает 12 лет. За исключением нескольких районов, начальная школа обычно включает первые восемь лет обучения, а средняя — последние три, четыре или пять лет. Школьное обучение в общем напоминает принятое в США, хотя до некоторой степени сказывается английское и французское влияние. Например, некоторые средние школы являются не общеобразовательными, а профессиональными. 95% всех учащихся Канады посещают государственные бесплатные школы. Большинство этих школ являются чисто светскими, но в Квебеке и в Ньюфаундленде до недавнего времени все школы были разделены по принадлежности к той или иной религиозной группе. Обучение в большинстве школ Квебека производится на французском языке, а в остальных провинциях — на английском; предусмотрены также возможности получения образования на английском языке в Квебеке и на французском — в районах, где расположены крупные общины франкоканадцев, особенно в Онтарио и Нью-Брансуике.

Высшее образование. Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, включая университет Оттавы, — на двух языках. Во всех канадских университетах обучение совместное для лиц обоего пола. Чтобы получить степень бакалавра, обычно требуется три или четыре года занятий (в зависимости от того, претендует ли студент на обычный диплом, диплом с отличием или специализацию по какому-либо предмету). Университеты в Канаде представляют собой независимые институты, управляемые особыми советами. В прошлом большинство университетов существовало на средства частных лиц или организаций; начиная с 1960-х годов высшее образование в стране в значительной степени стало государственным (на федеральном или провинциальном уровне), чему способствовало открытие новых университетов под эгидой провинциальных правительств, а также увеличение федеральных субсидий уже существующим высшим учебным заведениям. В 1990-х годах система высшего образования более 75% необходимых средств получала из государственного бюджета. Некоторые колледжи сохраняют религиозную принадлежность, но каждый из них связан с тем или иным университетом (чтобы иметь возможность присуждать дипломы и ученые степени). Такие "присоединенные" колледжи могут находиться на территории университетского городка, но часто они расположены в другом городе и даже в другой провинции. В ряде университетов плата за обучение зависит от того, является ли студент жителем провинции, в которой находится данный университет. Около половины учащихся университетов и колледжей берут ссуды, чтобы оплатить учебу. Начало высшему образованию во Французской Канаде было положено в 1635 основанием в г.Квебек Колледжа иезуитов. На основе квебекской семинарии, основанной в 1663 и позднее включившей в свою программу курсы по гуманитарным наукам, ранее изучавшимся в Колледже иезуитов, был создан университет Лаваля. Каждый из франкоканадских университетов по традиции входит в федерацию католических "классических колледжей"; в этих учебных заведениях, программа которых рассчитана на 8 лет и охватывает курс средней школы и первых курсов университета, преподают в основном духовные лица. В 1960-е годы большинство классических колледжей было реорганизовано и включено в систему светского общего и специального образования; эта система заменила также многие учительские колледжи, медицинские училища и технические институты. В колледжах учащиеся оканчивают трехгодичный курс, дающий среднее специальное образование, а затем учатся по двухлетней программе, включающей предметы, необходимые для поступления в университет. Программа франкоканадских университетов также подверглась пересмотру; если ранее упор делался на классическое и религиозное образование, то теперь она максимально приближена к курсам англо-канадских университетов. Первым англоязычным колледжем в Канаде был Королевский колледж в Уинсоре (Новая Шотландия), основанный в 1789. В него принимались только лица англиканского вероисповедания; в середине 19 в. свои колледжи стали основывать другие религиозные группы. Открывались также и светские учебные заведения, такие как Макгилский университет в Монреале. Позднее в каждой из четырех западных провинций было открыто по одному университету. Некоторые из англо-канадских и двуязычных университетов (например, университет Торонто) организованы по образцу британских Оксфорда и Кембриджа и объединяют несколько самостоятельных колледжей. В 1960-е годы некоторые англоязычные провинции стали развивать у себя систему муниципальных колледжей. Некоторые из них дают общее образование, подобно франкоканадским колледжам, другие ограничиваются профессионально-техническим обучением. Многие канадцы учатся заочно — посещают различные курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Научные исследования. Во многих областях деятельности в Канаде сосуществуют частные и государственные учреждения; так повелось еще с войны 1812, когда возникла необходимость развития канадского Запада, и это было сочтено слишком серьезной задачей для того, чтобы полагаться в ее решении всецело только на частную инициативу. В научных исследованиях также участвуют как частные, так и государственные (федерального или провинциального уровня) организации. В развитие науки и техники в Канаде внесли свой вклад и изобретатели-одиночки, такие как Александер Грейам Белл, и промышленные корпорации, например "Стил компани оф Канада", и организации типа Ассоциации канадских производителей. Чрезвычайно сильная активизация научных исследований, начатых по инициативе федерального правительства, отмечается после Второй мировой войны; она тесно связана с быстрым развитием университетской науки в провинциях. На ранних этапах развития научных исследований в Канаде большую роль играли такие типично викторианские филантропические организации, как Королевский Канадский институт, основанный в 1849 с целью способствовать развитию физических наук, искусств и производства, а также Королевское общество Канады, основанное в 1882. Эти организации находились под покровительством правительства, но не контролировались им. Однако с течением времени, особенно в процессе освоения степных провинций, возникли новые потребности, которые вынудили канадское правительство обратить на научные исследования самое пристальное внимание. Одним из результатов таких исследований явилось выведение сэром Чарлзом Саундерсом в 1903 особого сорта пшеницы, который позволил освоить под земледелие дополнительно миллионы гектар. Пожалуй, это было самое большое достижение прикладной науки в Канаде до получения в 1921 инсулина сэром Фредериком Бантингом, работавшим в лаборатории Торонтского университета. В 1903 в Оттаве была основана обсерватория. Но наиболее значительным шагом было создание в 1916 Национального совета по научным исследованиям. Эта организация не только ведет исследования в своих многочисленных лабораториях, но и распределяет правительственные субсидии в области точных и естественных наук. По образцу Совета по научным исследованиям позднее был создан Совет по медицинским исследованиям. Выделяются также государственные средства на поддержку исследований, которые ведутся университетами. С 1966 эта деятельность находится под контролем консультативного органа — Совета по науке, а в 1971 было создано Министерство науки и техники. Государство оказывает финансовую поддержку некоторым исследованиям, проводящимся в частном секторе производства; в середине 1970-х годов примерно треть всех расходов в этой области покрывалась за счет государственных средств. Аналогом Совета по науке в области искусств и литературы является Канадский совет. Он был создан в 1957 по рекомендации комиссии, возглавлявшейся Винсентом Масси, позднее генерал-губернатором Канады. Комиссия в своем отчете рекомендовала правительству оказывать поддержку искусствам и литературе с целью сохранения национального культурного наследия. Средства, которыми располагает Канадский совет, частично поступают от частных лиц, но основная сумма ежегодно выделяется правительством. Подобного рода правительственная организация создана также для поддержки академических исследований и субсидий ученым, работающим в области социальных и гуманитарных наук.

Музеи и библиотеки.

Как и многие другие учреждения в Канаде, музеи и библиотеки создаются и финансируются федеральным правительством, провинциальными правительствами или местными органами управления; есть и такие, которые существуют на частные средства. Была предпринята попытка сделать средоточием культурной жизни страны ее столицу Оттаву. Здесь были открыты Национальный центр искусств, Национальная галерея Канады, Национальный музей человека, Национальный музей естественных наук, Национальный музей науки и техники, а также Национальная библиотека, размещающаяся в одном здании с Национальным архивом Канады. Последнее учреждение несколько необычно — его читальный зал открыт круглосуточно для удобства членов парламента и страдающих бессонницей ученых.

Музеи. Главным музеем Канады считается Королевский музей Онтарио в Торонто, где находится обширная коллекция искусства Древнего Китая и Центральной Азии. В музее Шато-де-Рамзей в Монреале имеется замечательная коллекция канадских древностей, а "Верхнеканадская деревня" в Онтарио воспроизводит жизнь пионеров. В 1967, когда в Канаде торжественно отмечалось столетие Конфедерации, по всей стране открывались новые исторические музеи, от реконструированных домов первых поселенцев в небольших городках до нового Городского музея и соседствующего с ним Морского музея в Ванкувере. В Ванкувере находится Музей антропологии при университете Британской Колумбии, располагающий самой большой в Канаде коллекцией произведений искусства североамериканских индейцев. К музеям живой природы могут быть отнесены 34 национальных парка общей площадью около 180 тыс. кв. км. Эти заповедные территории, а также около 80 национальных исторических памятников находятся в ведении специального федерального управления. Кроме того, свои парки имеются в каждой провинции. Послевоенные годы в Канаде отмечены расцветом изобразительного искусства, что привело к созданию множества художественных музеев и галерей и пополнению существовавших ранее. Наиболее значительными являются Художественная галерея провинции Онтарио в Торонто, Музей изящных искусств в Монреале, галереи в Ванкувере, Виннипеге и галерея Бивербрук в г.Фредериктон, а также Художественная галерея Виктории. Большинство этих музеев содержат коллекции произведений современного искуссства, а также некоторые старые полотна местных художников; исключение составляет галерея Виктории, где имеется прекрасная коллекция восточного искусства.

Библиотеки. Свои архивы и библиотеки есть в каждой провинции. Кроме того, научные библиотеки имеются в ряде университетов; наибольшей известностью пользуются библиотеки университетов Торонто, Макгилского, Лаваля, Королевского университета в Кингстоне и университета Британской Колумбии. Среди муниципальных библиотек выделяется исключительно богатым собранием книг публичная библиотека г.Торонто, известная также своими образовательными программами. Самая большая справочная библиотека Канады находится в Торонто. Особое место занимает институт Гленбоу-Альберты в Калгари, располагающий обширным архивом, посвященным жизни канадского Запада, а также большой коллекцией картин и различных изделий, собранных в прериях и в Скалистых горах. Почти в каждой провинции действуют правительственные комиссии, которые помогают создавать библиотеки в небольших поселениях, а в малонаселенных районах книги рассылаются на места в соответствии с программой "свободного доступа". Всего фонды библиотек Канады (общественных, научных и государственных) насчитывают около 10 млн. книг.

Печать и средства массовой информации. Пресса и издательское дело в Канаде тесно связаны с другими средствами массовой информации. Крупнейшие газеты часто имеют свои собственные радиостанции и телестудии. На севере и в других удаленных районах страны, куда доставка прессы затруднена, распространение новостей берет на себя радио; до недавнего времени оно же дополняло собой не слишком развитую издательскую индустрию, знакомя население с литературными произведениями. В последнее время и периодика, и книгоиздательство, а также радио и телевидение испытывают трудности; эти трудности связаны с растущим влиянием южного соседа Канады — США, многочисленное население которых говорит на языке, являющемся родным для 70% жителей Канады. Иллюстрацией к сказанному может служить полка с печатными изданиями в любом канадском магазине. Большая часть газет, выставленных там, скорее всего будут канадскими, но не менее 90% книжек в бумажных обложках и такое же количество журналов окажутся американскими. В Квебеке в том же соотношении будут преобладать французские издания. Более того, большинство канадцев в пределах 300-километровой зоны от границы с США могут непосредственно принимать американские радио- и телепередачи.

Газеты и журналы. В Канаде, где города по большей части отстоят далеко друг от друга, а региональные интересы сильно различаются, почти нет общенациональной прессы. Ближе всего к понятию общенациональной газеты подходит издаваемая в Торонто "Глоб энд мейл". Она печатается одновременно в Оттаве, Калгари, Ванкувере и Галифаксе с оригинала, передаваемого по СВЧ-линии из Торонто. На английском языке выходит около 100 ежедневных газет, однако лишь немногие из них имеют тираж более 250 тыс. экз. и ни одна не имеет такого международного престижа, как лондонская или нью-йоркская "Таймс". Наиболее влиятельными считаются упоминавшаяся "Глоб энд Мейл", "Стар", выходящая в Торонто, "Ситизен" (Оттава), "Сан" (Ванкувер) и "Фри пресс" (Виннипег). Выходит также около десятка газет на французском языке, из которых наиболее влиятельными считаются монреальские "Ла Пресс" и "Ле девуар". Издаются также газеты на китайском, итальянском и нескольких других языках. Самый распространенный и влиятельный еженедельный общественно-политический журнал на английском языке — "Маклинз"; на французском языке издается еженедельник "Актюалите". Определенные литературные достоинства отличают материалы, публикуемые в ежемесячниках "Сэтерди найт" и "Канейдиан форум". Выходит множество периодических изданий по литературе и искусству, например "Канейдиан литерачер", "Букс ин Канада", "Тамарак ревью", "Куинс куотерли", "Зис мэгэзин", "Ла ви дез ар", "Либерте".

Книгоиздание. До недавнего времени издание книг на английском языке было сосредоточено в Торонто, а на французском — в Монреале. Местные книгоиздатели часто выступают как агенты различных иностранных издательств, и некоторые издательства являются собственностью иностранных фирм. В 1993-1994 канадские издательства выпустили почти 9800 новых названий книг.

Радио и телевидение. Радио- и телевещание могут служить иллюстрацией того, каким образом в Канаде осуществляется на практике параллельное функционирование частных и государственных предприятий. Канадская корпорация радиовещания (Си-Би-Си) была основана в 1936 как государственная корпорация с целью не только распространения информации и развлекательных программ, но и для развития культуры и повышения интеллектуального уровня граждан. В 1990-х годах Си-Би-Си контролировала радио и телевизионную сеть, передачи велись на английском и французском языках, а также на языках индейцев и эскимосов. Наряду с этим существует множество частных радиостанций и телестудий, конкурирующих с Си-Би-Си. Есть также три частных телевизионных сети: Си-Ти-Ви, ведущая передачи на английском языке в масштабах всей страны; "Глобал", передачи которой ведутся на английском языке в большинстве провинций; и Ти-Ви-Эй, телепередачи которой на французском языке транслируются на Квебек и Нью-Брансуик. Согласно правительственному постановлению, 60% объема вещания должны составлять канадские материалы, однако, как показали исследования, основная масса англоязычных телепередач представляет собой ретрансляцию или запись иностранных материалов, в основном американских. Ограничения, касающиеся содержания радиопередач и действующие в системе радиовещания Канады способствовали развитию в стране собственной индустрии звукозаписи.

Спорт и праздники. Еще до появления в Канаде первых французских поселенцев, индейцы, обитавшие в долине р.Св. Лаврентия, играли в лакросс; в 19 в. эта игра была признана национальной, но сейчас канадцы больше всего увлечены хоккеем на льду. Эта игра также имеет местное происхождение; считается, что первыми в нее начали играть в 1820-х годах британские солдаты, чтобы как-то скрасить монотонность гарнизонной службы. К концу 19 в. уже существовали хоккейные лиги, и генерал-губернатор лорд Стэнли учредил в 1893 переходящий приз — кубок Стэнли. С 1926 этот приз принадлежал профессиональной Национальной хоккейной лиге. Любительские хоккейные команды существуют в каждом, даже самом маленьком городе, и в хоккей играют более миллиона канадцев. Из других игр в Канаде распространены несколько разновидностей футбола (регби, европейский футбол и различные варианты американского футбола), в развитии которых сказывается как британское, так и американское влияние. Американский бейсбол одержал верх над английским крикетом; к последнему канадцы, в отличие от остальных стран Содружества, относятся без энтузиазма. К 1970-м годам команды Монреаля и Торонто стали членами профессиональной бейсбольной лиги США. По популярности бейсбол уступает только хоккею. Однако баскетбол (изобретенный канадцем Джеймсом Нейсмитом) не получил в Канаде такого распространения, как в США. В Новой Шотландии и в Британской Колумбии распространен также гольф, а в степных провинциях — керлинг; считается, что пристрастие к этим играм объясняется тем, что значительная часть населения здесь имеет шотландские корни. В горных районах Британской Колумбии и Альберты и в Лаврентийских горах Квебека популярен лыжный спорт. Из индивидуальных видов сорта широко распространены также охота и рыбная ловля. В Канаде повсеместно празднуются такие христианские праздники, как Рождество, Великая пятница (на Страстной неделе) и Пасха. Канадцы шотландского происхождения отмечают Новый год и канун Дня всех святых (Хэллоуин); американское влияние сказывается в таких праздниках, как День благодарения, День матери и День отца. Специфически канадскими праздниками являются День Канады — 1 июля (годовщина создания Конфедерации в 1867) и отмечаемый в мае День Виктории, увековечивший память британской королевы Виктории, сыгравшей решающую роль в истории Канады. День благодарения канадцы отмечают в октябре, на несколько недель позже американского праздника, носящего то же название. День поминовения (11 ноября) посвящен памяти канадцев, погибших на войне. Кроме того, в разных провинциях существуют свои праздники (например, 24 июня Квебек отмечает день Иоанна Крестителя).

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me