ЛЕЙТМОТИВ

(нем. Leitmotiv, "ведущий мотив"), в оперной музыке, сквозной мотив, гармоническая секвенция или ритмический рисунок, которые в восприятии слушателя ассоциируются с данным персонажем, отвлеченной идеей или драматургической ситуацией. Истоки лейтмотивной техники обнаруживаются в некоторых операх 18 в., а также в симфоническом творчестве Берлиоза, но именно Р.Вагнер в своих музыкальных драмах (Нюрнбергские мейстерзингеры, Тристан и Изольда, Парсифаль и тетралогия Кольцо нибелунга) стал первым композитором, достигшим с помощью лейтмотивной техники глубокого тематического единства в крупной музыкально-сценической форме. По замыслу Вагнера, сложное и часто философски отвлеченное содержание его драм передается главными символами, которые, будучи невыразимы словами, воплощаются на языке музыки в лейтмотивах. Так, в Кольце восходящий диатонический мотив, ассоциирующийся с заветным мечом Нотунгом, звучит в двух решающих моментах драмы, когда сам меч не присутствует на сцене и о нем даже нет речи. В финале Золота Рейна, когда боги вступают в свое новое (и обреченное на гибель) жилище Валгаллу, мотив меча прорезается сквозь мрачно-торжественную музыку шествия, раскрывая умысел Вотана — призвать свободного человека-героя (Зигмунда), который освободит Вотана от роковой ловушки — заколдованного кольца карлика-нибелунга Альбериха и его козней. В сцене всеобщей катастрофы в Гибели богов тот же диатонический мотив звучит, когда мертвый герой Зигфрид поднимает правую руку с кольцом, чтобы оттолкнуть сына Альбериха — Хагена, который готов присвоить отцовское кольцо и таким образом подчинить себе весь мир. Некоторые последователи Вагнера пытались сочинять оперы с помощью вагнеровской лейтмотивной системы, но без особого успеха. Пожалуй, единственным произведением такого рода, закрепившимся в мировом оперном репертуаре, можно считать "Гензель и Гретель" Э. Хумпердинка. В принципе же лейтмотивная техника стала неотъемлемым компонентом современного оперного письма.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Лейтмотив — ЛЕЙТМОТИВ (немецк. Leitmotiv — «ведущий мотив») — термин, введенный в теорию музыки Рихардом Вагнером (см.) и применяемый иногда в литературоведении, преимущественно представителями психологического и формального направлений. Литературная энциклопедия
  2. лейтмотив — -а, м. 1. муз. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ, который характеризует какого-л. героя или какую-л. драматическую ситуацию и повторяется всякий раз, когда появляется этот герой или наступает данная ситуация. 2. перен. Малый академический словарь
  3. Лейтмотив — (нем. Leitmotiv, букв. — ведущий мотив) — относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек-рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич. Музыкальная энциклопедия
  4. лейтмотив — Лейт/моти́в/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Лейтмотив — (нем. Leitmotiv, буквально — ведущий мотив) музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Большая советская энциклопедия
  6. лейтмотив — орф. лейтмотив, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. лейтмотив — Немецкое – Leit (ведущий), Motiv (мотив). В русском языке слово появилось в XIX в. в буквальном значении. Слово ведет свое начало из немецкого языка. Является новообразованием, состоящим из двух слов. Этимологический словарь Семёнова
  8. лейтмотив — (иноск.) — руководящая мысль (намек на лейтмотив в музыке) Ср. Он убил — сошли его на каторгу, он украл — посади его в тюрьму. Вот лейтмотив грозных статей, направленных неумолимыми, непрошеными и несправедливыми судьями из общества по адресу лиц... Фразеологический словарь Михельсона
  9. лейтмотив — Заимств. в XIX в. из нем. яз., где Leitmotiv является неологизмом Р. Вагнера, образованным сложением leit «ведущий» (от leiten «вести», см. лидер) и Motiv «мотив». См. мотив. Этимологический словарь Шанского
  10. лейтмотив — ЛЕЙТМОТИВ -а; м. [нем. Leitmotiv] 1. Муз. Гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи и т.п. Л. симфонии. В оркестре звучит... Толковый словарь Кузнецова
  11. лейтмотив — ЛЕЙТМОТИВ, а, м. 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада. | прил. лейтмотивный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  12. лейтмотив — Лейтмотива, м. [нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив] (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. Большой словарь иностранных слов
  13. лейтмотив — ЛЕЙТМОТ’ИВ, лейтмотива, ·муж. (·нем. Leitmotiv, ·букв. руководящий мотив) (·книж. ). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. Толковый словарь Ушакова
  14. лейтмотив — Этот термин, одно из значений которого – "повторяющаяся и подчеркиваемая мысль", был заимствован из немецкого, где Leitmotiv образовано сложением Leit – "главный" и Motiv – "мотив". Этимологический словарь Крылова
  15. ЛЕЙТМОТИВ — ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv, букв. — ведущий мотив) — музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с... Большой энциклопедический словарь
  16. лейтмотив — лейтмотив I м. Основной мотив, музыкальный оборот, повторяющийся в разных частях произведения в качестве характеристики персонажа или явления. II м. Доминирующее начало в деятельности человека, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая. Толковый словарь Ефремовой