НОЙ

НОЙ НОЙ посылает голубя. Деталь мозаики 13 в. в соборе Сан Марко (Венеция).

в Книге Бытия, патриарх, сын Ламеха и потомок Адама в десятом поколении. Ной "человек праведный и непорочный", "ходил пред Богом" (Быт 6:9). Однако его современники были настолько порочны, что Бог решил уничтожить все живое, наслав потоп. Бог повелел Ною построить ковчег из дерева гофер, чтобы он и его семья могли спастись. Затем велел ему взять в ковчег по паре животных каждого вида (согласно Быт 7:2, "чистых" животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). После этого полил дождь, продолжавшийся 40 дней и 40 ночей. Только через 150 дней вода стала спадать, и ковчег остановился "на горах Араратских". Покинув ковчег, Ной совершил благодарственное жертвоприношение. После этого Бог заключил с ним договор (завет), пообещав никогда больше не уничтожать мир потопом, и в знак этого договора положил радугу в облаках. Ной начал возделывать землю и изобрел искусство приготовления вина (Быт 9:20). Однажды, когда он опьянел и уснул обнаженный в своем шатре, Хам, один из его сыновей, надсмеялся над ним, между тем как два других сына, Сим и Иафет, покрыли его наготу, почтительно отвернувшись. За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана, объявив, что тот будет рабом Сима и Иафета, которых он благословил. В еврейской легенде поясняется, что Хам оскопил Ноя, чтобы помешать ему родить четвертого сына, который мог принять участие в разделе мира. Вот почему Ной проклял четвертого сына Хама — Ханаана. История Ноя обнаруживает сходство с легендами других ближневосточных народов. Считается, что источником, к которому восходит библейский рассказ, послужили аккадские или вавилонские легенды о потопе. Однако в преданиях кинеян (или каинитов), согласно которым первым человеком был не Адам, а Каин, можно обнаружить другие мотивы рассказа о Ное. У потомка Каина, Ламеха, было, как у Ноя, три сына (Быт 4:19-23). Они стали изобретателями ремесел, что характерно скорее для новой цивилизации после потопа, чем для поколений, живших перед потопом. Кинеянское имя Ламех соответствует имени отца Ноя, потомка Сифа, однако в кинеянском предании Ламех был, по-видимому, фигурой, соответствующей самому Ною. Кинеяне, как можно судить по их потомкам рехавитам, воспрещали употребление вина и занятия земледелием (Иер 35; о связи кинеян с рехавитами см. 1 Пар 2:55). В таком случае рассказ об опьянении Ноя, по-видимому, восходит к кинеянской легенде, объясняющей запрет на вино и земледелие, однако составители еврейской Библии, не чуждые ни того, ни другого, превратили ее в легенду, оправдывавшую (ссылкой на проклятие Ноем Ханаана) последующее завоевание Ханаана евреями.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ной — Герой библейского мифа о потопе. Образ Н. воспроизводит черты героев шумерской (Зиусудра) и вавилонской (Утнапиштим) мифологий. См. Всемирный потоп. Большая советская энциклопедия
  2. НОЙ — Герой библ. мифа о потопе, воспроизводящий в значит. степени образ шумерского Зиусудры и вавилонского Утнапиштима. По библ. традиции... Советская историческая энциклопедия
  3. НОЙ — (еврейск. nôãh, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» — Быт. б, 29; греч. Νώε) в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега (ср. Мифологическая энциклопедия
  4. Ной — Внесистемная единица измерения уровня шума. Словарь мер и весов
  5. Ной — Ной (евр. Ноах, согл. Быт 5:29, возм. «утешитель»), потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Быт 5:28-32; ср. 9:24). При рождении... Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Ной — (покой, успокоение; Быт 6:8, Мф 24:37, Евр 11:7 и др.) — десятый и последний из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Сын Ламеха, и, следовательно, внук Мафусаила, Ной родился по евр. тексту в 1056 г. от С. М. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Ной — (покой) (Быт.5:29 ,30,32; Быт.6:8 -10,13,22; Быт.7:1 ,5-7,9,11,13,15; Быт.8:1 ,6,15,18,20; Быт.9:1 ,8,17-20,24,28,29; Быт.10:1 ,32; 1Пар.1:4 ; Ис.54:9 ; Иез.14:14 ,20; Мат.24:37 ; Лук.3:36 ; Лук.17:26 ; 1Пет.3:20 ; 2Пет.2:5 ; Евр. Библейский словарь Вихлянцева
  8. Ной — орф. Ной, Ноя Орфографический словарь Лопатина
  9. Ной — Я, муж. Стар. редк. Отч.: Ноевич, Ноевна. Происхождение: (Др.-евр. имя No’a — покой, успокоение.) Словарь личных имен
  10. Ной — Десятый и последний из допотопных патриархов, вмещавших в своей жизни целые эпохи жизни первобытного человечества. Сын Ламеха, Н. жил в то время... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. ной — "костер на стоянке в лесу, тлеющая головня", но́йка – то же. Несмотря на полное совпадение знач. с нодья́, нодьё (см.), трудно объединить эти слова друг с другом; см. Калима 173. Едва ли прав и Даль (2, 1436), сближающий его с ныть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. НОЙ — НОЙ — в Библии — праведник, спасшийся вместе с семьей на построенном по велению Бога ковчеге во время всемирного потопа. Большой энциклопедический словарь
  13. Ной — (евр. noah, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» — Быт. 5:29; греч. Ncoe), в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега (срв. Словарь по культурологии
  14. ной — См. ныть Толковый словарь Даля