ОРАТОРИЯ

Крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии. Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий — Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550-1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605-1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона. Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585-1672), которые имели обозначение "в стиле оратории"; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685-1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение. Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы ("страсти"), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты. Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г. Ф. Генделя (1685-1759); его Мессия, Израиль в Египте, Саул, Иуда Маккавей, Соломон и Семела — это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери; Фауст), Ф.Лист (Христос), Г. Берлиоз (Детство Христа; Осуждение Фауста), Э. Элгар (Сон Геронтия), И. Ф. Стравинский (Царь Эдип), А. Онеггер (Царь Давид).

ЛИТЕРАТУРА

Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., 1982

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет... Большая советская энциклопедия
  2. оратория — -и, ж. Крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Оратория Генделя. [итал. oratorio] Малый академический словарь
  3. оратория — орф. оратория, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. Oratorium- молельня, от лат. оrо — говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium) — крупное муз. произведение для хора, певцов-солистов и симф. оркестра, написанное, как правило, на драматич. Музыкальная энциклопедия
  5. оратория — ОРАТОРИЯ -и; ж. [итал. oratorie] Муз. Крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. О. на библейские тексты. Исполнить торжественную ораторию. Толковый словарь Кузнецова
  6. оратория — ОРАТОРИЯ, и, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  7. оратория — Оратории, ж. [латин. oratorium от oro – говорю, молю]. 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. Большой словарь иностранных слов
  8. оратория — ОРАТ’ОРИЯ, оратории, ·жен. (·лат. oratorium от oro — говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. Толковый словарь Ушакова
  9. Оратория — (oratorium, лат., oratorio итал.) — духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ (итл. oratorio, от лат. oro — говорю, молю) — музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Большой энциклопедический словарь
  11. Оратория — (ит. oratorio, лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Словарь по культурологии
  12. оратория — оратория I ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. II ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме). Толковый словарь Ефремовой
  13. оратория — ОРАТОРИЯ ж. лат. наука красноречия, витийство; || музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. ораторша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик... Толковый словарь Даля