ОРКЕСТР

Коллектив музыкантов, обычно включающий в себя исполнителей на струнных инструментах. Оркестры создаются для публичных исполнений музыки — концертов, а также для сопровождения театральных представлений. Слово "оркестр" — греческого происхождения и означает площадку для танцев; в Древней Греции этот термин относился к пространству между публикой и просцениумом, т.е. к тому месту, которое теперь занимает оркестр в театре. История современного оркестра относительно непродолжительна, и оркестр в современном понимании — понятие достаточно широкое, не связанное жестко с количеством и составом участников. Сама практика совместной игры на нескольких инструментах восходит к весьма отдаленным временам, но такая игра (в 16 в. — т.н. консорт, состоявший из нескольких виол или других однородных инструментов) может быть названа скорее ансамблевой, чем оркестровой. Развитие ансамбля различных по типу инструментов связано с поиском возможностей благозвучного согласования строя и тембров этих инструментов. Хотя при многих европейских дворах в 16 в. и раньше состояли большие группы музыкантов, они играли только маленькими ансамблями родственных инструментов, ибо при более крупных и разнородных составах было бы трудно достичь согласования. На Востоке, в Китае большие придворные оркестры были известны со времен династии Тан (7-10 вв.). В Европе оркестр начал играть важную роль с появлением оперы как жанра (в Италии в 17 в.). Я.Пери в опере Эвридика (1600) предусматривает для аккомпанемента певцов оркестр, состоящий из клавесина, виолы да гамба, теорбы (вид лютни) и гитары; в одну из сцен оперы для специального эффекта вводится три флейты. Настоящим же отцом европейского оперного оркестра справедливо считается К.Монтеверди; именно в его Орфее, поставленном в Мантуе в 1607, впервые появляется достаточно внушительный состав разнородных инструментов, как смычковых, так и щипковых, а также духовых (тромбоны, трубы и другие). Инструменты используются в разных комбинациях как для сопровождения пения, так и отдельно от него, что позволяет Монтеверди создавать массу совершенно новых звуковых и колористических эффектов, хотя при этом, если судить по скупым указаниям в партитуре, многое оставляется композитором на усмотрение исполнителей. Богатое оркестровое письмо Монтеверди не вошло в повседневную практику отчасти потому, что содержать большой оркестр было дорого, отчасти же потому, что в музыке данной эпохи доминировало пение, и роль оркестра, даже в выдающихся произведениях, не говоря уже о рядовых, оставалась сугубо подчиненной. К концу 17 в. основой оркестра стал струнный ансамбль, состоявший из скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов, что примерно соответствовало разным диапазонам человеческого голоса (сопрано, альт, тенор, бас). В стиле basso continuo практически обязательным участником оркестра был клавишный инструмент (клавесин, орган и т.д.) — в его партии осуществлялась гармоническая поддержка струнных. Включение в оркестр других инструментов не было регулярным и зависело, до известной степени, от наличия этих инструментов и меры их технического совершенства. Скрипичные мастера достигли вершин в конце 17 в., и потому скрипка очень рано вошла в состав оркестра; напротив, большинство духовых инструментов вплоть до 19 в. отличалось примитивностью и, следовательно, ограниченностью возможностей игры на них. В операх А.Скарлатти, появившихся в период с 1690 по 1720, используется в основном струнный оркестр с поддержкой клавесина или других гармонических инструментов (например, лютней или гитар). В отдельных случаях Скарлатти добавляет к этому составу флейты, гобои, тромбоны или трубы, трактуя их как облигатные голоса, создающие разнообразие звукового колорита. В принципе таков же оркестр Баха и Генделя: духовые добавляются к струнным только в специальных случаях, в связи с особыми задачами. Интересно отметить, что в каждом из шести Бранденбургских концертов Баха используется свой состав добавленных облигатных инструментов. Традиционный оркестр в современном его понимании формируется во второй половине 18 в. в классическом симфоническом стиле К.Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Типичный оркестр Моцарта и Гайдна имеет в основе струнную группу (число исполнителей может меняться, но в принципе невелико), к которой добавляются флейта, два гобоя, два фагота и две валторны, а при необходимости трубы и ударные. В добетховенскую эпоху кларнет не был закреплен в составе оркестра. Партитуры Бетховена обычно написаны для следующего состава: струнные, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две трубы, четыре валторны, три тромбона и литавры (т.н. парный состав). С незначительными отклонениями этот состав считался нормой на протяжении примерно полувека. Характерные черты классического состава — деление на "хоры", соответствующие группам инструментов, причем в каждом хоре (струнном, деревянном духовом, медном духовом) достигается полнота гармонии. Со времени Бетховена изменения в составе оркестре шли скорее вширь, чем вглубь, т.е. вместо двух деревянных или медных духовых одного вида стало употребляться по три или по четыре инструмента; кроме того, в партитурах появились такие инструменты, как бас-кларнет, контрафагот и туба, которые добавлялись к соответствующим хорам, усиливая их. Так обстоит дело, например, в оркестре Вагнера (оркестр т.н. тройного или даже четверного состава). Процесс расширения оркестра продолжался, и Берлиоз, который уделял много внимания теории и практике оркестра и в своих партитурах давал образцы необычайно изысканной и сложной инструментовки, полагал, что идеальный оркестр должен состоять из 242 исполнителей. Господствовавшая в конце 19 и начале 20 вв. тенденция к расширению оркестрового состава привела не только к увеличению числа исполнителей, но и к включению в оркестр многих необычных инструментов для особых эффектов, так что можно утверждать, что в оркестровых партитурах в разное время были использованы едва ли не все существующие инструменты. Состав оркестра продолжает изменяться и развиваться в соответствии с намерениями композиторов. Симфонический оркестр второй половины 20 в. обычно насчитывает около 100 исполнителей, причем примерно половина из них занята в струнном "хоре". Оркестр Гайдна или Моцарта в наше время характеризуется термином "малый оркестр"; меньшие инструментальные составы называются "камерным оркестром". Существуют также струнные оркестры и духовые оркестры (состоящие из разных видов деревянных и медных духовых).

См. также ДУХОВОЙ ОРКЕСТР.

ЛИТЕРАТУРА

Роталь-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М., 1961 Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. Л., 1969

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Оркестр — (от греч. orchēstra — площадка перед сценой в древне-греческом театре) большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. Грань между О. и инструментальным ансамблем (См. Большая советская энциклопедия
  2. оркестр — -а, м. 1. Совокупность музыкальных инструментов, участвующих в исполнении музыкального произведения, а также коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Духовой оркестр. Симфонический оркестр. Малый академический словарь
  3. оркестр — Орке́стр/. Морфемно-орфографический словарь
  4. оркестр — орф. оркестр, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. оркестр — Французское – orchestre. Немецкое – Orchester. Итальянское и английское – orchestra. Латинское – orchestra (место для танцев). В русском языке слово «оркестр» известно с середины XVIII в., вероятно, пришло из французского. Этимологический словарь Семёнова
  6. оркестр — ОРКЕСТР а, м. orchestre m., нем. Orchester <�лат. orchestra <�гр. 1. Ансамбль музыкальных инструментов. БАС-1. Пьеса для струнного оркестра. БАС-1. 2. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. оркестр — Хор (собрание) музыкантов для совместной игры Ср. Антрепренер не видел даже возможности дать спектакль за неимением оркестра. Григорович. Проселочные дороги. 2, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. оркестр — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? оркестра, чему? оркестру, (вижу) что? оркестр, чем? оркестром, о чём? об оркестре; мн. что? оркестры, (нет) чего? оркестров, чему? оркестрам, (вижу) что? оркестры, чем? оркестрами, о чём? об оркестрах... Толковый словарь Дмитриева
  9. оркестр — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где orchestre < лат. orchestra «передние места сидения (сенаторов) в театре», заимств. из греч. яз., где orchēstra — «место для танцев (перед зрителями)», суф. производное от orcheomai «танцую». Этимологический словарь Шанского
  10. Оркестр — (от греч. orxestra — круглая, позже полукруглая площадка антич. театра, где, совершая ритмич. движения, пел свои партии хор трагедии и комедии, от orxeomai — танцую) — предназначенный для совместного исполнения муз. произв. Музыкальная энциклопедия
  11. оркестр — ОРКЕСТР -а; м. [франц. orchestre от греч. orchēstra — площадка перед сценой в древнегреческом театре] 1. Коллектив музыкантов или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении какого-л. музыкального произведения. Толковый словарь Кузнецова
  12. оркестр — ОРКЕСТР, а, м. 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический, духовой, струнный, джазовый о. Камерный о. О. народных инструментов. Толковый словарь Ожегова
  13. оркестр — Оркестра, м. [от греч. orchestra – место для танца перед сценой]. 1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой оркестр. || Коллектив исполнителей инструментальной музыки. Сыгранный оркестр. Большой словарь иностранных слов
  14. оркестр — ОРК’ЕСТР, оркестра, ·муж. (от ·греч. orchestra — место для танца перед сценой). 1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой оркестр. | Коллектив исполнителей инструментальной музыки. Толковый словарь Ушакова
  15. Оркестр — (orchestra — греч.) — в современном театре помещение для музыкантов-исполнителей, между сценой и зрительной залой. Это название перешло на исполнителей инструментальной музыки, а также на состав инструментов, на которых играют участвующие... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. оркестр — Это слово попало в русский язык из французского, будучи заимствованным из латыни, которая также заимствовала его из Греции, где orchestra означало "место для танцев". Этимологический словарь Крылова
  17. ОРКЕСТР — ОРКЕСТР (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более) — играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин "оркестр" в 17-18 вв. заменил распространенный в странах Европы термин "капелла". Большой энциклопедический словарь
  18. Оркестр — Большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения. В зависимости от состава музыкальных инструментов различают оркестры: симфонический, состоящий из смычковых, духовых и ударных инструментов; струнный (или камерный)... Словарь по культурологии
  19. оркестр — оркестр м. 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. 2. Ансамбль музыкальных инструментов. 3. Партия ансамбля музыкальных инструментов в сложных музыкальных произведениях. 4. разг. Место перед сценой, где помещаются музыканты. Толковый словарь Ефремовой
  20. оркестр — орке́стр Заимств. через нем. Оrсhеstеr (XVIII в.; см. Шульц–Баслер 2, 261 и сл.) из ит. orchestra от лат. orchestra, греч. ὀρχήστρα "место для танцев": ὀρχέομαι "танцую". По фонетическим соображениям едва ли из франц. orchestre, вопреки Преобр. (I, 658). Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. оркестр — ОРКЕСТР м. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; || отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. Оркестровать музыку, разложить голоса на все музыкальные орудия. Толковый словарь Даля