ПАНТЕОН

ПАНТЕОН Общий вид.

СЛОВАРЬ АНТИЧНОСТИ. Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1989

ПАНТЕОН (греч. храм, посвященный всем богам), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. Пантеон был постоен в 115-125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля. В честь Пантеона в 1791 г. классицистическая церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была переименована во Французский Пантеон (с тех пор — храм почета). В подражание Пантеону часто строили подобные храмы, например Пантеон в Потсдаме.

И.Ш. Шифман. ЦЕЗАРЬ АВГУСТ. Л., "Наука", 1990 с.163-164

Центром всего архитектурного ансамбля, воздвигнутого Агриппой, был Пантеон ("храм всех богов"), впоследствии неоднократно обновлявшийся и перестраивавшийся при императорах Домициане, Адриане и Септимии Севере; в окончательном виде Пантеон сохранился до наших дней. Свое название он получил потому, что вместе со статуями Марса и Венеры там были установлены статуи многих других богов. Агриппа хотел там же поместить и статую Августа (бог среди богов!) и дать храму его имя, но Август отказался, и среди богов была поставлена статуя обожествленного Юлия Цезаря. В вестибюле, справа и слева от входа, Агриппа все же поставил статую Августа и заодно и свою собственную. Через вестибюль с колоннадой и двускатной крышей посетитель попадал в центральный зал с огромным куполом и освещением сверху через отверстие в крыше. По словам Диона Кассия, этот купол напоминал небо; именно он, так думает Дион Кассий, дал повод назвать храм Пантеоном. Купол поддерживается системой опорных кирпичных арок; вестибюль был отделан позолоченными бронзовыми балками, а купол — позолоченными бронзовыми плитками. В строительных работах участвовал скульптор Диоген из Афин и, несомненно, другие греческие скульпторы и архитекторы. Пантеон был воздвигнут как храм богов дома Юлиев (а ими, помимо Марса и Венеры, были практически все римские боги), среди которых одно из центральных мест принадлежало и самому Юлию Цезарю. Мы видим здесь опять-таки слияние дома Юлиев и Римского государства; понятно, что и божественность Юлия Цезаря осеняла его сына — Августа. Да и установление статуй Августа и Агриппы в вестибюле храма делало их обоих сакральными фигурами.

РИМСКИЕ ДРЕВНОСТИ. Краткий очерк. / под ред. И.В. Алферовой/ Смоленск, "Русич", 2000 с. 64-66

Хорошо сохранился из всех построек Марсова поля лишь знаменитый Пантеон Агриппы (зятя Августа), благодаря тому, что был превращен в церковь S-a Maria della Rotonda — после Форума и Колизея величественнейший памятник римского зодчества и единственный древнеримский храм, стены и своды которого остались неприкосновенными.

От первоначальной постройки Агриппы остался передний портик (паперть) с шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда (8-4-4), в глубине которого в правой и левой нише стояли статуи Августа и Агриппы. На фронтоне уцелела надпись: "М. Агриппа в свое третье консульство соорудил" (то есть в 27 г. до н.э.). Высота колонн около 13 м. Следующая часть, круглое здание (ротонда) около 45 м диаметром и высотой, реставрировано Адрианом, Септимием Севером и Каракаллой — из кирпича, богато отделанного белым и цветным мрамором и золоченой бронзой (кровля), с наборным, штучным полом из цветного мрамора. В настоящее время наружная обшивка и многие из внутренних украшений не сохранились.

Купол здания, сравниваемый еще в древности с небесным сводом (Пантеоном), сведен без замка, вместо которого оставлено круглое окно около 8,5 м в поперечнике, проливающее мягкий и приятный свет во внутреннее помещение. Оно разделено по окружности на семь ниш, попеременно круглых и четырехугольных, где стояли когда-то кумиры богов (в главной нише против входа — кумир Юлия Цезаря): в настоящее время по бокам главного алтаря в ближайших нишах — гробницы Рафаэля и первого короля "Нового Рима" Виктора-Эммануила (1878 г.).

А.И. Вощинина. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО. Изд-во Академии Художеств СССР. М., 1962 с.361-363

В 125 году было закончено сооружение Пантеона, одного из величайших шедевров римского зодчества. Пантеон — "храм всех богов" — был в 27 году до н.э. построен консулом Агриппой, зятем Августа, но сгорел вскоре после постройки и затем неоднократно перестраивался.

В 110 году при большом пожаре Рима Пантеон опять сгорел и был заново возведен Адрианом на старом фундаменте.

Храм сравнительно хорошо сохранился. Он представляет собой круглое в плане здание, диаметром в 43,5 м, высотой в 42,7 м, перекрытое купольным сводом. Купол Пантеона по своим размерам превосходит все купольные своды мира, сооружавшиеся в последующее время. В центре свода — круглое окно — "глаз Пантеона", диаметром в 9 м. К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей и фронтоном, который поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Портик является, очевидно, добавлением времени Адриана; стилистически он не связан с конструктивной ясностью форм ротонды. Наружные стены Пантеона отличаются простотой отделки, внутреннее же его убранство значительно более сложно и пышно. Пантеон неоднократно ремонтировался и обновлялся еще в древние времена. Внутренняя его отделка относится к III веку н.э.

Среди яркой красочности современного Рима монументальные серые колонны портика и его строгий почерневший от времени фронтон производят впечатление суровой мрачности. Переступая порог Пантеона, посетитель ждет торжественного полумрака, но внутренний облик Пантеона поражает своим светлым простором, создающим жизнерадостное настроение. Свет, льющийся сверху из "глаза Пантеона", наполняет весь храм.

В качестве строительного материала Пантеона применялись камень, кирпич и бетон; отделка стен выполнена из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами, внутри которых ранее помещались бронзовые розетки. Золоченые розетки вместе с большей частью других бронзовых украшений были сняты по приказанию римского папы в XVII веке.

Внутри храма стены разделены на два яруса. Нижний ярус расчленен глубокими нишами с колоннами коринфского ордера. Второй ярус украшен пилястрами и ложными окнами. В нишах стояли статуи богов. Постройка Пантеона явилась своеобразным завершением того, что было достигнуто гением римских зодчих в эту эпоху.

Г.И. Соколов. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. Изд-во "Искусство", 1971 с.176-181

В Риме сохранился замечательный памятник эпохи Адриана — храм всех богов — Пантеон, значение которого в истории искусства огромно. Его сооружение связано с последним этапом расцвета империи. Римские постройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить его размерами, но в них прозвучат уже не утверждающие и величественные, а тревожные темы. Конструкция храма свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более двух тысяч человек. При строительстве его широко применялся бетон.

Купол Пантеона пролетом 43,2 м не превзошли купола храмов средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Он создавался последовательным наслоением горизонтальных пластов бетона с заполнением кирпичным щебнем и легкой пемзой. Верхняя зона купола — особенно ответственная его часть — создана из пемзобетона. Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. В стене много скрытых с помощью облицовки пустот и ниш. Один из пролетов арки служит входом в храм. Чтобы приглушить впечатление громоздкости и тяжести сооружения, мастер расчленил стену снаружи на три пояса по горизонтали.

Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма — пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора.

Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.

Интерьер Пантеона вызывает чувство покоя и гармонии. Огромное пространство, огражденное высокой, идущей по кругу стеной с нишами, перекрыто куполом, подобным чаше, опрокинутой над головой, или небесному своду. Через большое круглое отверстие в центре купола в храм проникают лучи солнца, виднеется голубое небо.

В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия.

Пантеон — круглый в плане храм. Но большую роль в его композиции играет и продольная ось, подчеркнутая сильно выступающим портиком и противоположной входу нишей со статуей Юпитера. Гармонический покой ротонды сочетается с движением вдоль предполагаемой центральной оси. Римская идея осевой направленности в круглом здании, ранее выступавшая в республиканских центрических храмах, получила свое завершение. Это величественное здание, созданное в период расцвета империи, — вершина римского зодчества.

Г.И. Соколов. РИМСКОЕ ИСКУССТВО. /"Культура древнего Рима" в 2-х т./ М., Изд-во "Наука", 1985 Т.I с.396-397

Стремление выразить в архитектурных формах величие Империи, усилившееся в первой половине II в., проявило себя в Пантеоне, превращенном позднее в церковь и сохранившемся почти без переделок.

Не исключено, что это выдающееся по художественному значению и техническому исполнению здание было построено Аполлодором Дамасским, придававшим римским сооружениям греческие гармонию и красоту. Использование бетона, кирпича, камня, мрамора, а в наиболее хрупком месте купола, у центрального девятиметрового в диаметре круглого окна — пемзобетона обеспечило великолепье и сохранность храма. Архитектор смягчил впечатление тяжести и массивности стены ротонды, разделив ее снаружи на три горизонтальных пояса и цветом обозначив ложные арки, расчленяющие глухие поля. Мощи цилиндра здания и торжественности портика не уступает художественной выразительностью интерьер, в котором все призвано вызвать в человеке чувство достоинства и покоя. Плавные очертания круглого в плане зала, цилиндрический обход стен, полусфера купола создают ощущение целостности и завершенности, идеальной гармонии. Автор этого гениального сооружения избегал резких линий и плоскостей. Даже поверхность пола, слегка поднимающегося к центру, как бы отвечает торжественному парению купола: чуть выпуклое покрытие пола храма будто стремится уподобиться небесной сферичности перекрытия. Пространство, замкнутое и спокойное, кажется, еще не потревожено здесь идеями, которые сделают его позднее подвижным, как в храме Софии Константинополя. В архитектурном образе Пантеона воплотились не только идея римской государственности и величия Империи, но прежде всего сознание человеком своего совершенства в его античном понимании. А ведь личность того времени уже была затронута сомнениями и разочарованиями. Это было время исканий платоников, орфиков, гностиков. В самой необходимости заявить о гармонии и совершенстве проявлялась уже ощутимая, дававшая о себе знать близость жизненных перемен.

Адриан предъявлял высокие требования зодчим. Однако в памятниках, которые принадлежат его собственному замыслу, нет органического единства художественной выразительности и технического воплощения, так поражающего в Пантеоне.

Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА. М., "Искусство", 1982 с.90-92

В эпоху Адриана был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон — храм всех богов (около 125 г.), один из замечательнейших памятников архитектуры.

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архитектурного образа. В римском храмовом зодчестве до того господствовали варианты периптеральных форм, главным образом типы псевдопериптера и моноптера (храм с круглой целлой, обнесенной колоннадой). И в том и в другом случае наружный облик здания имел (как и в греческих храмах) несравненно более важное значение, нежели интерьер здания.

В Пантеоне впервые поставлена и решена новая задача — создание монументального храмового сооружения, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство.

Пантеон представляет собой громадную ротонду, увенчанную грандиозным куполом. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания.

Вошедший в храм оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (внутренний диаметр купола — 43,2 м) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды,- такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному божеству, а всем богам.

Пространство в целлах периптеральных храмов обычно расчленялось рядами колонн; в Пантеоне же благодаря тому, что купол опирался непосредственно на стены, огромное по объему внутреннее пространство, не нарушаемое никакими дополнительными опорами, приобретает исключительное единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферическое перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметр 9 м) круглое отверстие в центре купола — единственный источник освещения — видно голубое небо; через это же отверстие в храм проникают солнечные лучи, образующие сноп света, перемещающийся в соответствии с движением солнца. Таким образом, грандиозное купольное сооружение, само по себе образно выражающее идею царящего над землей небесного свода, становится связанным с движением небесного светила.

Тектоническое построение храма отличается чрезвычайной ясностью. Снаружи огромный барабан ротонды расчленен горизонтальными тягами на три яруса, причем два нижних соответствуют членениям стены в интерьере. Плоский купол опирается на верхнюю часть третьего яруса, которому внутри здания соответствуют два нижних ряда кассет, удлиняющих купол и придающих ему вид правильной полусферы***. Внутри храма стена делится на два яруса. Нижний ярус в целях пространственного обогащения интерьера и выявления тектонической структуры опорной части здания симметрично расчленен шестью высокими нишами, фланкированными пилястрами и отделенными от подкупольного пространства коринфскими колоннами (седьмая, самая большая ниша находится против входа и не отделена колоннами). В нишах и в эдикулах между ними помещались статуи. Колонны и пилястры поддерживают антаблемент, отделяющий нижний ярус стены от верхнего. Этот верхний ярус был расчленен мелкими пилястрами и небольшими нишами в форме глухих окон. Над антаблементом верхнего яруса возвышается купол, разделенный пятью кольцевыми рядами глубоких кассет, перспективно уменьшающихся по направлению к центру купола. Кассеты создают у зрителя ощущение массы и толщи купольного перекрытия и вместе с тем облегчают его.

Реставрационные работы, проводившиеся в Пантеоне в 30-х годах 20 века, показали, что господствовавшие в науке представления о конструкции его купола ошибочны. До тех пор предполагали жесткую каркасную конструкцию из кирпича и считали, что купол опирается на верх 2-го яруса, а 3-й ярус ротонды только сдерживает распор купола и скрывает от зрителя значительную его часть. Реально же кирпичного каркаса в куполе нет; купол имеет форму плоской скуфьи, покоящейся на 3-м ярусе.

ПАНТЕОН. Рис. 2

ПАНТЕОН. Рис. 3

Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенное облегчение архитектурных форм в верхних частях здания. Благодаря такому решению достигнута особая гармония архитектурного образа. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые украшения — было необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды был облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранились, изменено было архитектурное решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.

Пантеон построен из кирпича и бетона. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют сложную систему, позволяющую равномерно загрузить опорные части.

Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский. Историко-художественное значение Пантеона исключительно велико. Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно — примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством. Пантеон является примером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурных форм ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достижений строительной техники всей античной эпохи.

Остальные постройки эпохи Адриана по стилю коренным образом отличаются от Пантеона — в них проявляются уже черты эклектизма.

РИМ: "ЭХО ИМПЕРСКОЙ СЛАВЫ" /Пер. с англ. Т.Азаркович/ М., "ТЕРРА", 1997 с.61-62

Пантеон — храм во имя всех богов, возведенный Адрианом, а быть может, и по его проекту — и поныне остается одним из величайших памятников Древнего Рима. Судя по датам, выбитым на кирпичах кладки, он был построен между 118 и 128 гг. на месте более раннего храма, возведенного в 27 г. до н.э. Марком Агриппой, советником и зятем Августа. Однако Пантеон Адриана был затеян с более амбициозными намерениями. Во всяком случае, храм Агриппы свободно уместился бы внутри этого нового сооружения — мощной ротонды с шарообразным куполом и с величественным фронтоном над входом.

Огромный фасад с колоннами, к которому вело пять ступеней — ныне часть из них находится под землей, почти заслонял остальную часть Пантеона. Шестнадцать коринфских колонн портика, поставленные в три ряда, поражают величиной: каждый гранитный ствол достигает 12,5 м в высоту, около 1,5 м в поперечнике и весит почти 60 тонн. Но если фасад храма впечатляет, то сочетание традиционного прямоугольного портика с увенчанным куполом цилиндром удивляет некоторых своей несообразностью. Истинное величие храма — в ином, ибо Пантеон требует изучения не только снаружи, но и изнутри.

За бронзовой дверью, возвышающейся над порогом африканского зеленого мрамора, раскинулось огромное внутреннее пространство ротонды, диаметр которой равен ее высоте. Сооружение, поддерживаемое паутиной арок, встроенных в стены и принимающих на себя тяжесть, покоится на бетонном фундаменте в форме кольца шириной в 7,3 м и глубиной в 4,5 м. Из фундамента поднимается восемь спицеобразных столбов, окружающих вход в храм и семь больших ниш.

Однако вершиной величия Пантеона является его огромный купол, смело летящий ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета. Внутренняя бетонная поверхность купола выложена 140 кессонами: пять горизонтальных рядов с 28 кессонами в каждом, причем, чем ближе к вершине, тем меньше углубления. Некогда их украшали бронзовые позолоченные розетки. Однако назначение этих панелей не было чисто декоративным, поскольку они в немалой степени уменьшали вес крыши. Тяжесть свода была учтена и при выборе строительных материалов, и при определении их количества. По мере того как купол выгибается к вершине, его бетонная масса (подсчитано, что она составляет 5000 тонн) постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 м, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 м. Если нижние части свода состоят из бетона с содержанием кирпича и камня, то в верхнем ярусе для облегчения веса в бетон добавлена вулканическая пемза.

В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский купол был построен на огромной куче мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы велел разбросать под ней куски золота. Та строительная техника, которая применялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона.

Через широкий круглый проем в вершине купола солнечный свет льется в помещение, не имеющее других окон, создавая мягкое естественное освещение интерьера. Тем же путем проникает сюда и дождь, но мраморный пол чуть заметно приподнят в середине, так что вода быстро скатывается к сточным желобам вдоль стен.

Пантеон, ставший настоящим шедевром архитектуры, много раз копировали, но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. император Фока передал здание папе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроены разные башенки. Но простота и лаконичная соразмерность огромного храма с куполом не нуждалась в улучшениях, и в конце концов поздние пристройки убрали.

Сегодня Пантеон является и национальной культурной святыней, и церковью одновременно. Кроме того, здесь находятся гробницы двух итальянских королей и одного титана Возрождения — Рафаэля. При этом Пантеон остается в значительной мере таким, каким он был при Адриане, являя совершеннейший образец античного зодчества.

[s]pantheon_rec07[/s] Пантеон в разрезе.

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пантеон — I Пантео́н (лат. Pantheon, от греч. Pántheion — храм или место, посвященное всем богам) 1) в Древнем Риме — «храм всех богов» (см. Пантеон в Риме). 2) Усыпальница выдающихся людей. Обычно в качестве... Большая советская энциклопедия
  2. пантеон — -а, м. 1. Храм, посвященный всем богам у древних греков и римлян. || Общее наименование для всех богов в какой-л. политеистической религии. 2. Место погребения выдающихся деятелей. Вестминстерское аббатство — пантеон великих людей Англии. Малый академический словарь
  3. ПАНТЕОН — ПАНТЕОН (от греч. Pantheion — храм всех богов) — англ. pantheon; Нем. Pantheon. 1. В античных религиях — храм, посвященный всем или многим богам. 2. В политеизме — все боги, почитаемые к.-л. народом. 3. Усыпальница выдающихся людей. Социологический словарь
  4. ПАНТЕОН — (греч. Panteion — храм всех богов) — 1) В Риме — храм, посвященный божествам рода Юлиев. Построен при Адриане (ок. 125) на месте сгоревшего П. Агриппы. П. — колоссальная купольная ротонда с глубоким портиком по фасаду. Внутри... Советская историческая энциклопедия
  5. пантеон — Пантео́н/. Морфемно-орфографический словарь
  6. пантеон — орф. пантеон, -а и (храм в Риме) Пантеон, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. пантеон — ПАНТЕОН а, м. panthéon, нем. Pantheon < , лат. pantheon. 1. Древний греческий или римский храм, посвященный многим богам. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Пантеон — Пантеон (памятник др.римск. архитектуры) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. Пантеон — • Panthēon или -eum см. Roma, Рим, 18. Словарь классических древностей
  10. Пантеон — (лат. Pantheon, от греч. Pantheion — храм или место, посвящённое всем богам), 1) в Древнем Риме — "храм всех богов" (см. Пантеон (в Риме)). 2) Усыпальница выдающихся людей. Художественная энциклопедия
  11. пантеон — (иноск.) — собрание великих светил мира (намек на древний и затем "Парнасский Пантеон " — храм, посвященный всем богам) Ср. Уже в бессмертный Пантеон Святых изгнанников всходили славны тени. А.С. Пушкин. Андрей Шенье. Ср. Πάνθειον, πάνθεον (παν, все — θείον, божественное, божество). Фразеологический словарь Михельсона
  12. Пантеон — В Риме, памятник древнеримской архитектуры (около 125 н. э.) Величественная ротонда, перекрытая полусферическим кессонированным куполом, с центрическим световым отверстием. Тонко найдено равновесие между высотой и диаметром Пантеона. Архитектурный словарь
  13. пантеон — ПАНТЕОН [тэ], -а; м. [греч. Pantheion — место, посвящённое всем богам] 1. У древних греков и римлян: храм, посвящённый всем богам. 2. Место погребения выдающихся деятелей. Римский, парижский п. 3. Общее наименование для всех богов в какой-л. Толковый словарь Кузнецова
  14. пантеон — [тэ], пантеона, м. [от греч. pan – всё и theos – бог]. 1. Здание, где хранятся останки выдающихся людей. Парижский пантеон. 2. Совокупность всех божеств в какой-н. политеистической религии (религ.). Большой словарь иностранных слов
  15. пантеон — ПАНТЕ’ОН [тэ], пантеона, ·муж. (от ·греч. pan — всё и theos — бог). 1. Здание, где хранятся останки выдающихся людей (·книж. ). Парижский пантеон. 2. Совокупность всех божеств в какой-нибудь политеистической религии (рел.). Толковый словарь Ушакова
  16. пантеон — См. пантеизм Толковый словарь Даля
  17. ПАНТЕОН — ПАНТЕОН (лат. Pantheon, от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам) — 1) в Др. Риме "храм всех богов". 2) Усыпальница выдающихся людей (Пантеон в Риме и Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне). Большой энциклопедический словарь
  18. Пантеон — (лат. Pantheon – место, посвященное всем богам) 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей. Словарь по культурологии
  19. пантеон — пантеон м. 1. Храм, посвященный всем богам (у древних греков и римлян). 2. Совокупность богов какого-либо культа. 3. Усыпальница выдающихся людей. Толковый словарь Ефремовой
  20. пантеон — ПАНТЕОН [тэ], а, м. 1. Монументальное здание место погребения выдающихся деятелей. 2. У древних греков и римлян: храм, посвящённый всем богам. 3. Совокупность богов какой-н. религии (книжн.). Толковый словарь Ожегова