ПАНТОМИМА

Театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики. Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных ритуалов. Как самостоятельный вид театрального искусства пантомима впервые появилась в Риме в эпоху императора Августа (27 до н.э. — 14 н.э.). Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все" и относилось к актеру и виду искусства в целом. Римский танцор Пилад Киликийский первым стал выступать с серьезными сольными номерами, разыгрывая пантомимы на мифологические сюжеты. В отличие от Пилада, его современник и соперник Батилл Александрийский потешал римлян веселыми представлениями. Его любимым персонажем был козлоногий сатир, пляшущий с прекрасными дриадами. Как писал греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский (125-180) в трактате О танце (De saltatione), хорошему мимическому актеру необходимо иметь гибкое мускулистое тело, превосходную память, глубокое знание мифологии, серьезное музыкальное образование. Исполняя пантомиму, актер надевал плащ и шелковистую тунику, доходящую до лодыжек. Его игре аккомпанировал оркестр из свирелей, флейт, кимвалов и труб. Хор рассказывал о происходящем на сцене. Пантомима была модным развлечением при императорском дворе, в царствование Адриана (117-138) актеры занимали придворные должности. Однако в 534, по настоянию императора Юстиниана, танцы и представления были запрещены как безнравственные с точки зрения церковной морали. Церковные запреты не смогли уничтожить любовь к пантомиме, и в Средние века это искусство сохранилось благодаря странствующим мимам и менестрелям. Пантомима вновь расцвела в 16-18 вв. в импровизированных фарсах бродячих итальянских актеров, получивших название комедии дель арте. Из Италии комедианты отправились через Альпы во Францию, Германию и Испанию, играя на понятном всем языке жестов. Главными героями комедий обычно были распутник Панталоне, старый купец-венецианец; доктор-педант Грациано; знатная дама Коломбина и ее слуги-дзанни (zanni): Арлекин, Пульчинелла и др. Под влиянием классической мифологии и комедии дель арте Д.Уивер (1673-1760), балетмейстер театра "Друри-Лейн", поставил в 1702 пантомиму. Английская пантомима напоминала скорее театрализованный балет. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, переплетались с баловством влюбленных Арлекина и Коломбины. Такие пантомимы давались в качестве интермедий в антракте трагедий и комедий. Со временем, исчерпав себя как жанр, пантомимы стали основой для водевилей. Сегодня в Англии пантомима — традиционное развлечение на Рождество. В 1750 хореограф Ж. Ж. Новер (1727-1807) представил публике драматические балеты (ballets d'action). Он отказался от геометрической выстроенности придворного балета, танцоры его театра доносили мифологические предания на языке жестов. В 1819 Ж.Г.Б.Дебюро вывел на сцену парижского Театра Фюнамбюль (1816-1862) Пьеро, отвергнутого влюбленного, изможденного, бледного, в белом балахоне, ставшего классическим персонажем пантомимы. Атмосфера скромного Театра Фюнамбюль (букв. "канатный плясун") удивительно точно передана в фильме М.Карне Дети райка (Les enfants du Paradis, 1944). В 1933 Ж.-Л.Барро и его учитель Э.-М.Декру начали работать над новым искусством пантомимы, "построенной на тишине". Они считали, что пантомима проигрывает, если актер жестами "играет" слова, вместо того чтобы использовать пластику как самодостаточный язык. Идеи Барро воплотил на сцене М.Марсо (р. 1923). Знаменитый бродяжка Бип, герой многих скетчей Марсо, вызывал у зрителей такой же добрый и немного грустный смех, как и немые фильмы Ч.Чаплина. Творчество Марсо возбудило интерес к пантомиме. По всему миру стали появляться мимические труппы, каждая из которых обладала неповторимым очарованием. Популярный американский актер Р. Скелтон вел еженедельную телепрограмму, в которой царил дух комедии дель арте. Для овладения техникой классической пантомимы требуются годы. Как и танцору, миму необходимо ежедневно выполнять целый комплекс упражнений, чтобы в совершенстве владеть телом. Современный мим, как и драматический актер, стремится перевоплотиться в своего героя, передать его чувства. Актер должен овладеть приемами классической пантомимы, а также балетными пируэтами и арабесками. Необходимость передать идею спектакля с помощью ярких, выразительных жестов сделала пантомиму одним из самых привлекательных видов театрального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., С Хайченко Е.Г. Метаморфоза одной маски: Джозеф Гримальди. М., 1994

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пантомима — (от греч. pantómimes — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально— всё воспроизводящий подражанием) вид сценического искусства... Большая советская энциклопедия
  2. пантомима — -ы, ж. Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой. || Жесты, мимика как дополнительное средство общения (обычно при незнании или плохом знании языка). Малый академический словарь
  3. пантомима — Пант/о/ми́м/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. пантомима — орф. пантомима, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. пантомима — ПАНТОМИМА ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <�лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС-1. Pantomime. Пантомим. Словарь галлицизмов русского языка
  6. пантомима — см. >> зрелище Словарь синонимов Абрамова
  7. пантомима — пантомим (пантомима) выразительное, немое объяснение посредством различных телодвижений (род балета театрального — игра без речей) Ср. И в тот же день, среди прелестнейших долин, сыграл любви с ней пантомин. Писемский. Взбаламученное море. 2, 9. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. пантомима — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где pantomime < лат. pantomimos, сложения греч. pan, pantos «все» и mimos «немой». Ср. немая сцена. См. мимика, паника. Этимологический словарь Шанского
  9. Пантомима — (от греч. pantomimos — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. — всё воспроизводящий подражанием). 1) Иск-во выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов. 2) Вид театр. представления, сопровождаемого музыкой, в к-ром художеств. Музыкальная энциклопедия
  10. пантомима — ПАНТОМИМА -ы; ж. [от греч. pantomimos — всё воспроизводящий подражанием] 1. Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой. Искусство пантомимы. Цирковая п. 2. Устар. Толковый словарь Кузнецова
  11. пантомима — Пантомимы, ж. [от греч. pantomimos – все представляющий, изображающий без слов] (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. || Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка. Большой словарь иностранных слов
  12. пантомима — ПАНТОМ’ИМА, пантомимы, ·жен. (от ·греч. pantomimos — все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. Толковый словарь Ушакова
  13. пантомима — Заимствовано из французского, где pantomime восходит к латинскому pantomimes, образованному от греческого pan (pantos) "все" и mimos – "немой". Этимологический словарь Крылова
  14. пантомима — ПАНТОМИМА ж. греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. || Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, пантомимное зрелище. Толковый словарь Даля
  15. ПАНТОМИМА — ПАНТОМИМА (от греч. pantomimos, букв. — все воспроизводящий подражанием) — вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа — пластика, жест, мимика. Большой энциклопедический словарь
  16. Пантомима — (греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя. Словарь по культурологии
  17. пантомима — пантомима ж. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. || Соответствующий жанр в театральном искусстве. Толковый словарь Ефремовой
  18. пантомима — ПАНТОМИМА, ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. | прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  19. Пантомима — Театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона