ТЕАТР АБСУРДА

Тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США. Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А. Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С.Кьеркегора, Ф.Кафки и Ф.М.Достоевского. Корни театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала 20 в., как дадаизм и сюрреализм, а также в эпическом бурлеске А. Жарри Король Убю (1896), в Сосцах Тирезия (1903) Г.Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф. Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч. Чаплина. О возникновении новой драмы заговорили после парижских премьер Лысой певицы (The Bald Soprano, 1950) Э. Ионеско и В ожидании Годо (Waiting for Godot, 1953) С. Беккета. Характерно, что в Лысой певице сама певица не появляется, а на сцене находятся две женатые пары, чья непоследовательная, полная клише речь отражает абсурдность мира, в котором язык скорее затрудняет общение, нежели способствует ему. В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется. В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности. В 1960-е годы Ионеско и Беккет продолжали передавать в своих произведениях чувство отчужденности, сопутствующее современному человеку на протяжении всей его жизни. Среди французских драматургов, чьи пьесы подходят под определение "драмы абсурда", можно назвать Ж. Жене, А. Адамова и Ж. Тардье. Значительный вклад в развитие жанра сделали швейцарские писатели М. Фриш и Ф. Дюрренматт, а также немец Г. Грасс и испанец Ф. Аррабаль. В Великобритании Х. Пинтер и Н. Ф. Симпсон убедительно передавали в своих пьесах ощущение надвигающегося ужаса, что в целом характерно для поздней драмы абсурда. Особенно это относится к таким пьесам Пинтера, как Лифт (Dumbwaiter), День рождения (The Birthday Party) и Сторож (The Caretaker). В США первым стал работать в этом жанре Эдвард Олби (Песочница — The Sandbox; Американская мечта — The American Dream; Что случилось в зоопарке — The Zoo Story). Впоследствии пьесы в этом духе писали А. Копит и Дж. Гелбер.

ЛИТЕРАТУРА

Проскурникова Т.Б. Французская антидрама (50-60 годы). М., 1968 Шестаков Д.П. Современная английская драма (Осборновцы). М., 1968 Злобин Г.П. Современная драматургия США. М., 1968 Олби Э. Смерть Бесси Смит и другие пьесы. М., 1976 Беккет С. Изгнанники: Пьесы и рассказы. М., 1989 Бернацкая В.И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980. М., 1993 Ионеско Э. Театр. М., 1994 Пинаев С.М. Искусство ускользающей мечты: Американская драматургия на современном этапе. М., 1995 Беккет С. В ожидании Годо. М., 1998

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me