УИЛЬЯМС Теннесси

(Williams, Tennessee)

(1911-1983), американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению. Томас Ланир Уильямс родился 26 марта 1911 в Коламбусе (шт. Миссисипи); псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща. Прототипом Уингфилдов в пьесе Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1945) послужила семья драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией. Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стесненным материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки-Уэст, Санта-Моника). Его ранняя пьеса Битва ангелов (Battle of Angels, 1940) построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту. В самой известной пьесе Уильямса Трамвай "Желание" (A Streetcar Named Desire, 1947) сражающиеся "ангелы" представляют два типа чувственности: романтичная Бланш Дюбуа — воплощение женской души, ранимой и утонченной; находящийся во власти животных инстинктов Стэнли Ковальски олицетворяет грубое мужское начало. Среди других мятущихся персонажей Уильямса: Альма Уайнмиллер из пьесы Лето и дым (Summer and Smoke, 1948) — чопорная дочка приходского священника, как и сам Уильямс, бежавшая из замкнутого семейного мирка в мир чувственной свободы и эксперимента; Серафина из Татуированной розы (The Rose Tattoo, 1951), боготворящая память о муже — полном мужской силы водителе грузовика с татуированной розой на груди; и сладострастная "кошка Мэгги" из пьесы Кошка на раскаленной крыше (Cat on a Hot Tin Roof, 1955), пытающаяся завоевать благосклонность мужа, равнодушного к ней бисексуала, — один из самых здоровых и жизнеутверждающих образов драматурга. В откровенных Мемуарах (Memoirs, 1975) Уильямс без утайки, с самоиронией пишет о своем гомосексуализме. В позднем творчестве Уильямс исследует взаимоотношения художника и искусства. В ряде камерных пьес он создал скорбные, глубоко личные притчи о художниках, страдающих от растраты таланта и обманутых некогда восторженным приемом публики.

Умер Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983. ЛИТЕРАТУРА

Уильямс Т. Желание и чернокожий массажист: Пьесы; Рассказы. М., 1993 Бернацкая В.И. Теннесси Уильямс. — В кн.: Четыре десятилетия американской драмы (1950-1980). М., 1993

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Уильямс Теннесси — (наст. имя Томас Ланир; 1911/14—1983) – амер. драматург. Выходец из семьи состоятельных южан. Автор пьес «Стеклянный зверинец» (1945), «Трамвай „Желание“ (1947), „Орфей спускается в ад“ (пост. 1957), сб. Энциклопедический словарь псевдонимов
  2. УИЛЬЯМС Теннесси — УИЛЬЯМС Теннесси (наст. имя Томас Ланир, Lanier) (1911-83) — американский драматург, прозаик... Большой энциклопедический словарь
  3. Уильямс Теннесси — Уильямс (Williams) Теннесси (настоящие имя и фамилия Томас Ланир, Lanier) (1911—1983), американский драматург. Лиричные психологические пьесы «Стеклянный зверинец» (1945), «Трамвай “Желание”» (1947), «Орфей спускается в ад» (1955)... Большая биографическая энциклопедия