ВАН ЯНМИН

ВАН ЯНМИН ВАН ЯНМИН

Ван Шоужэнь, прозвище Боань (1472-1529), крупнейший в эпоху Мин (14-17 вв.) китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого "учения о сердце" (синь сюэ1), выдающийся литератор, военачальник и государственный деятель. Родился 31 ноября 1472 в уезде Юйяо (область Шаосин провинции Чжэцзян). Происходил из старинного рода. Изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил по ведомству общественных работ, ведомству юстиции, руководил провинциальными экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в окраинной провинции Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине (второй столице), в конце жизни был губернатором провинции Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет и военных, и главным образом социально-политических мер. Умер 9 января 1529 в Наньани (провинция Цзянси). После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567 с присвоением более высокого титула маркиза (хоу) Синьцзяньского и почетного посмертного имени Вэньчэн (Культурное совершенство). Канонизация увенчалась в 1584 установлением таблички с его именем в храме Конфуция. Главные философские сочинения — Чуань си лу (Записи преподанного и воспринятого), Да сюэ вэнь (Вопросы к "Великому учению"), У цзин и шо (Собственное мнение о "Пяти канонах"), Чжу-цзы вань нянь дин лунь (Положения, установленные Чжу Си в конце жизни) и другие. Построения Ван Янмина отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня (12 в.), основоположника "учения о сердце". В частности, Ван Янмин тоже видел в конфуцианских канонах

(см. ШИ САНЬ ЦЗИН)

не более чем образцовые материальные свидетельства абсолютных истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам Ван Янмин был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением главного оппонента Лу Цзююаня — Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, например стал отдавать предпочтение внутреннему совершенствованию перед накоплением "внешних" знаний (Чжу-цзы вань нянь дин лунь). В ранний период творчества Ван Янмин, следуя чжусианской доктрине, стремился к практическому осуществлению тезиса о "выверении вещей" (гэ у) в отношении объективной реальности. Впоследствии он дал теоретическое обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: "выверять вещи" следует в собственном "сердце" (синь1). Этот теоретический тезис был обогащен выводом, полученным Ван Янмином в результате "внезапного просветления" — озарения в одну из ночей 1508: "сердце и есть принцип" (синь цзи ли), т.е. ли1 — структурообразующие начала всего сущего — исходно присутствуют в психике. "Принципы", которые должны быть раскрыты посредством "выверения вещей", следует искать в самом субъекте, а не в не зависящем от него внешнем мире. Понятие "ли1" встало у Ван Янмина в один ряд с этическими идеалами "долга/справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2), "благонадежности" (синь2) и т.п. Это положение Ван Янмин подкреплял авторитетом конфуцианских канонов, соответствующим образом их интерпретируя (У цзин и шо). Специфический элемент системы взглядов Ван Янмина — доктрина "совпадающего единства знания и действия" (чжи син хэ и). Она предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина в свою очередь определяет суть главной категории учения Ван Янмина — "благосмыслия" (лян чжи). Его тезис о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) — синтез понятий "доведение знания до конца" (чжи чжи) из конфуцианского канона Да сюэ (цз. 4) и "благосмыслие" (варианты перевода — "врожденное знание", "естественное знание", "интуитивное знание", "доопытное нравственное знание" и т.д.) из Мэн-цзы (VII А, 15). "Благосмыслие" — "то, что [[человек]] знает без рассуждения", в Мэн-цзы параллельно понятию "благомочие" (лян нэн — "то, на что [[человек]] способен без научения"). У Ван Янмина "благосмыслие" тождественно "сердцу" и имеет пространный смысловой диапазон: "душа", "дух", "познание", "знание", "чувства", "воля", "сознание" и даже "подсознание". Оно самородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не может быть передано другим; отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой "Великой пустотой" (тай сюй), обусловливает всякое знание и познание; является средоточием "небесных принципов" (тянь ли), основой врожденного нравственного чувства и нравственного долга. Таким образом, конфуцианский тезис о "доведении знания до конца", который в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания (до "истощения принципов" — цюн ли), Ван Янмин толковал с привлечением категории "благосмыслие" и положения о "совпадающем единстве знания и действия" как максимально полное воплощение в жизнь высших нравственных идеалов. Гносеологические воззрения Ван Янмина нашли конденсированное выражение в "четырех постулатах" (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527: "Отсутствие и добра и зла — такова сущность (буквально: "тело" — ти1, см. ТИ — ЮН) сердца. Наличие добра и зла — таково движение помыслов. Знание добра и зла — таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла — таково выверение вещей". До Ван Янмина неоконфуцианцы предлагали решения вопроса о "сердце" и его деятельности, акцентируя внимание главным образом на покоящейся, непроявленной "сущности сердца". Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции Ван Янмин, обосновывая единство "субстанции и функции" (ти — юн), "движения и покоя" (дун — цзин), "непроявленности [[духовного состояния]] и проявленности" (вэй фа — и фа) и т.п., делал вывод о необходимости активной практической деятельности и пагубности ухода от жизни. В отношении к даосизму и буддизму Ван Янмин следовал распространенному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое — "учение двух родоначальников" (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству — "учению совершенномудрых" (шэн жэнь чжи сюэ). С точки зрения Ван Янмина, даосизм и буддизм объединяет индивидуалистический пафос: они, может быть, хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее профанированной "вульгарными конфуцианцами" версии "учения совершенномудрых". Ван Янмин разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, которые по своей "утонченности" (мяо) близки подлинному конфуцианству, и их "отбросы" — вульгаризованные элементы учений и практики, в том числе даосскую технику и идеологию "пестования жизни" (ян шэн). Он отвергал концепцию сознания буддийской Чань школы, считая, в частности, что требование освобождения от "привязанности" к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этических обязанностей и привязанности к эгоистическому "я". Восходящая к ученику Хуэйнэна Шэньхуэю (конец 7 — 8 вв.) концепция "отсутствия мысли" как возвращения духа к первоначальному состоянию "спокойствия" несостоятельна, поскольку "благосмыслие" не может не "сознавать" даже во сне. Учение Хуэйнэна о "мгновенном просветлении" — спонтанном постижении собственной "природы будды", по Ван Янмину, основывается на "вакуумной пустоте" (куй сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом — "доведением знания до конца", "деланием помыслов искренними" и "исправлением сердца". Вместе с тем учение Ван Янмина и чань -буддизм имеют немало точек соприкосновения, в том числе общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимодействие сознаний учителя и ученика. Развитие Ван Янмином ряда идей Лу Цзююаня дало основание для терминологического соединения их учений: Лу [[Цзююаня]] — Ван [[Янмина]] школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок

(см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА).

Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи и другие. Учение Ван Янмина идейно доминировало в Китае до середины 17 в. Оно оказало сильное влияние на развитие философской мысли в Корее и особенно в Японии, где стало ведущим философским течением в период, предшествующий буржуазной "революции Мэйдзи" (1867-1868). В новейшее время воздействие идей Ван Янмина испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шумин, Фэн Юлань, Хэ Линь и другие китайские мыслители. Последние десятилетия идеологи постконфуцианства (постнеоконфуцианства) за пределами КНР его активно экуменизируют с помощью интерпретации в категориях западной философии.

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Теоретическая новация в неоконфуцианстое как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг "Да сюэ"). — В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. М., 1998 Великие мыслители Востока. М., 1998

Источник: Энциклопедия Кольера на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВАН ЯНМИН — BAH ЯНМИН (Ван Шоужэнь, Ван Боань) (31 октября 1472, уезд Юйяо области Шаосин провинции Чжэцзян – 9 января 1529, Наньань провинции Цзянси) – китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле т.н. Новая философская энциклопедия
  2. Ван Янмин — Ван Янмин (Ван Шоужэнь) (1472—1529), китайский философ-неоконфуцианец, литератор. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врождённо присущими человеку. Его учение распространилось также в Корее и Японии. Большая биографическая энциклопедия
  3. ВАН ЯНМИН — ВАН ЯНМИН (Ван Шоужэнь) (1472-1529) — китайский философ-неоконфуцианец, литератор, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами... Большой энциклопедический словарь