Звериный стиль

Условное наименование широко распространённого в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Хотя изображения животных (наскальные росписи, мелкая и монументальная пластика) появились в искусстве в эпоху палеолита и широко встречаются в памятниках первобытной художественной культуры в Европе, Азии, Африке и других районах, "звериный стиль" как характерный вид декора сложился и широко распространился (преимущественно в степях и лесостепях Евразии) в железном веке (1-е тысячелетие до н. э.), в эпоху разложения родоплеменного строя и формирования военной демократии. Его происхождение связано с пережитками тотемизма (культа животных — прародителей рода) и утверждением роли воина — племенного вождя. Первоначальный декор в "зверином стиле" характерен для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.). В наиболее развитом виде "звериный стиль" выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов и ведёт своё происхождение, по мнению ряда исследователей, от древнего искусства Передней Азии. Художественные произведения в "Звериного стиля" у каждого из народов имеют свой набор наиболее характерных сюжетов (так, у скифов часто встречаются изображения оленей и пантер, у фракийцев — сцен борьбы зверей и охоты всадника и т. п.), что связано, очевидно, с характером сложившихся религиозных верований (например, типично зороастрийские мотивы у саков). Специфичны у каждого из народов и способы художественной трактовки образов. Так, в искусстве скифов Северного Причерноморья, испытывавших культурное воздействие древнегреческих городов, живость в передаче характерных черт, повадок и движений животных, динамизм композиции и объёмность изображений сочетаются с искусным приспособлением к форме и материалу предметов. Животные, как правило, изображаются в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами, свернувшимися в клубок и т. д.). В искусстве фракийцев, во многом исходившем от художественных традиций Древней Греции и ахеменидского Ирана, в дальнейшем всё сильнее проявлялись самобытные наивно-реалистические черты. Изысканная декоративность плоскостных линейных изображений (резьба по дереву, войлочная аппликация и др.) характерна для "звериного стиля" древних алтайцев. По мере развития "звериного стиля" у каждого из народов жизненное, реалистичное начало всё более вытесняется чертами декоративной условности и стилизации, проявившимися наиболее ярко в искусстве сарматов. Причудливо переплетённые тела животных, образующие орнаментальные композиции, часто украшались цветными вставками из эмали, стекла, самоцветов. В эпоху Великого переселения народов (IV-VII вв.) "звериный стиль" сарматов оказал влияние на искусство германских племён (см. Германцы древние), которые способствовали его широкому распространению в странах Центральной и Западной Европы (что находит, в частности, отражение в искусстве норманнов). Во второй половине 1-го тысячелетия н. э., по мере утверждения христианства и мусульманства, "звериный стиль" постепенно утратил своё значение. Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве различных народов, в том числе Западной и Восточной Европы, Западной Сибири (ювелирные изделия, книжная миниатюра, резьба по дереву, камню и кости, камень архитектурный декор и др.).

Звериный стиль

Украшение скифского щита из Келермесского кургана. Литое золото. Штамповка, чеканка, янтарь, эмаль. Начало 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Литература: М. И. Артамонов, Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа, Прага-Л., (1966); его же, Сокровища саков, М., 1973; Л. С. Грибова, Пермский звериный стиль, М., 1975; Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, М., 1976; Rostovtseff M., The animal style in South Russia and China, Lpz.-L., 1929; Jettmar K., Die frьhen SteppenvЦlker. Der Eurasiatische Tierstil, Baden-Baden, 1964; Brentjes B., Der Tier stil in Eurasien, Lpz., 1982.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Звериный стиль — Условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Большая советская энциклопедия
  2. ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Большой энциклопедический словарь