Корея

Государство в Восточной Азии. Расположено на Корейском полуострове, прилегающей материковой части и островах. От эпохи неолита сохранились остатки глинобитных полуземлянок, глиняные сосуды. К первым векам нашей эры относятся погребальные сооружения (дольмены, могилы в форме ящика и так далее), а также металлические орудия и глиняные сосуды. Высокая художественная культура Кореи, оказавшая значительное воздействие на искусство Японии и, в свою очередь, воспринявшая влияние Китая, сложилась, по-видимому, в начале нашей эры в период трех государств (Когурё, Пэкче, Силла). На территории государства Когурё сохранились гробницы (III-VII вв.) в районе Тунгоу, в Анаке (около Пхеньяна) и др., часто в виде монументальных подземных сооружений, стены и потолки которых покрыты росписями мифического содержания со сценами пиршеств, торжеств, церемоний, портретами. Среди памятников периода трех государств на территории государства Силла — астрономическая башня Чхомсондэ близ Кёнджу (VII в.). Декоративное искусство этого периода представлено неглазурованными глиняными сосудами, изделиями из металла и др. Объединение Кореи к VIII в. в государство Силла способствовало новому подъёму культуры. Интенсивно строились города (в том числе столица Кёнджу). Распространение буддизма (который с VI в. стал официальной религией Силла) вызвало строительство каменных храмовых ансамблей и пагод (пещерный храм Соккурам (VIII в.), комплекс Пульгукса (VIII в., перестроен в XIV в.) с пагодами Таботхап и Соккатхап (обе — VIII в.) — оба близ Кёнджу). Эти постройки отличались простотой и лаконичностью форм. В скульптуре VII-X вв. нашли отражение каноны буддийской пластики Индии и Китая, соединившиеся в К. с особой одухотворённостью образов и мягкостью форм (гранитная статуя Будды и горельеф бодхисатвы Кванным из храма Соккурам — оба произведения VIII в.). Монументальность грубо обобщённых форм присуща найденным около погребений в Кёнджу каменным статуям воинов, животных и др. Декоративно-прикладное искусство в этот период представлено обработкой камня, металла, шелкоткачеством, производством лаковых изделий, плетением из волокон бамбука и травы. В эпоху государства Корё (918-1392) строились пагоды усложнённых форм (пагода Хёнмётхап храма Попчхонса в Хансоне (ныне Сеул), 1085), комплексы культового характера (монастырь Согванса в районе Анбёна, провинция Хамгён-Намдо, 1386, разрушен в 1950-53) и светского характера (дворец правителей Манвольдэ в Сондо (ныне Кэсон), 918, разрушен в 1361). Для архитектуры этой эпохи характерно богатство декоративного убранства. Значительное развитие получила монументальная скульптура, распространилась живопись тушью, водяными красками на свитках. Расцвета достигло производство сосудов из керамики (голубовато- зелёных селадонов типа "сангам", украшенных инкрустацией из чёрной и белой глины, покрытых прозрачной глазурью) и фарфора (украшенных рельефами и растительными узорами).

При династии Ли (1392-1910) возникли великолепные садово-парковые ансамбли дворцов (Кёнбоккун в Хансоне, 1394, разрушен в XVI в., восстановлен в XIX в., вновь разрушен в 1950-53), состоящие из многочисленных построек с массивами ярусных крыш, украшенных резьбой по дереву и камню, росписью. Чертами пышности и роскоши отмечены и культовые сооружения: монастырь Тхондоса (XVI в., уезд Янсан, провинция Кёнсан-Намдо), пагода монастыря Вонгакса в Хансоне (1467). Народное жилище Кореи — низкий одноэтажный дом (из камня, глины, дерева) с террасой. В развитии изобразительного искусства значительную роль играло основанное при дворе в конце XIV в. учреждение Тохвасо, выполнявшее роль академии живописи. В XV-XVII вв. выдвинулись крупнейшие пейзажисты Ан Гён, Кан Хиан, Ким Сик, Чон Сон, жанрист Юн Дусо, мастер жанра "цветы-птицы" Ли Ам. В XVIII в. выступили жанристы, пейзажисты, портретисты — представители демократического направления — Ким Хондо, Ким Дыксин, Син Юнбок, а также анималисты Сим Сиджон, Пен Санбёк. Значительны мастера XIX в., работавшие в жанре "цветы-птицыЛ, — Чан Сыноп, Нам Геу. В конце XIX в. появилась масляная живопись. В XV-XIX вв. продолжало совершенствоваться производство фарфора (бело-голубого с росписью кобальтом), а также керамики (типа "пунчхон" с монохромной росписью стилизованной орнаментом). В период японского колониального господства (1910-45) сооружались здания под влиянием стилей европейской архитектуры того же времени, а также японского зодчества. В это же время работали скульптор Ким Бокчин (один из первых руководителей Корейской федерации пролетарского искусства, существовавшей в 1925-35) и другие прогрессивные художники, правдиво отражавшие в своих произведениях борьбу корейского народа за независимость.

После образования в 1948 в северной части Корейского полуострова и частично на материке Корея Народно-Демократической Республики (КНДР) и Отечественной освободительной войны 1950-53 на территории республики широкий размах получило градостроительство, решающее проблемы рационального размещения жилых и промышленных районов, обеспечения городов сетью культурно-бытовых учреждений, благоустройства и озеленения. В 1945-53 разработан генеральный план Пхеньяна, восстановлены и реконструированы города Хамхын, Вонсан, Саривон и др. По всей стране развернулось строительство промышленных и гидротехнических сооружений, больниц, школ, кинотеатров. В их создании наряду с национальными архитекторами (Ким Джонхи, Ли Хён, Пак Икхван, Син Сунгён и др.) принимали участие иностранные специалисты. В архитектуре общественных зданий 50-х — начала 60-х гг. была сильно выражена тенденция использования форм средневековой корейской архитектуры (Пхеньянский Большой театр, 1960). Со второй половины 60-х гг. распространяются новые строительные конструкции и материалы, создаются сооружения, отличающиеся рациональностью планировки, лаконичностью и ясностью архитектурных форм (Государственный университет им. Ким Ир Сена в Пхеньяне, 2-я очередь, 70-е гг.). В больших масштабах ведётся жилищное строительство по типовым проектам, сохраняющим национальные особенности благоустройства. Возрождению и широкому развитию национальных традиций художественного творчества (в том числе живописи тушью и водяными красками) способствовала основанная в 1946 Ассоциация деятелей литературы и искусства Северной Кореи с входившим в неё Союзом деятелей изобразительного искусства. В годы Отечественной освободительной войны 1950-53 создавались агитационные листовки, плакаты. В технике национальной живописи тушью и водяными красками работают художники Ким Ёнджун, Ли Чхон, Чхве Гёнгын, Ли Сокхо, Чон Ёнман, обращающиеся как к традиционным темам, так и к современности, в технике масляной живописи создают произведения (главным образом на бытовые и исторические темы) художники Ким Джоннам, Пак Мёнхун, Пхё Седжон, Мун Хаксу. Развиваются графика (Ким Гонджун, Пэ Унсон, Пак Сынхи), станковая и монументальная скульптура (Мун Сого, Хан Ёнсик, Чо Гюбон), нередко сочетающие традиции европейского и восточного искусства. Древнейшие традиции сохраняются в декоративно-прикладном искусстве: производстве керамики и фарфора, резьбе по кости и дереву, плетении из волокон бамбука и травы, а также в изготовлении лаковых изделий.

В Южной Корее, занимающей южную часть Корейского полуострова, в 50-80-х гг. общественные здания сооружаются главным образом в формах западноевропейских стилей (в том числе функционализма; здание авиакомпании "Кориа эр лайнс" в Сеуле, 1969), встречаются также попытки сочетать элементы национального зодчества (крыши со слегка загибающимися вверх концами, резной декор) с современными конструкциями (увеселительный центр "Уокер Хилл" близ Сеула). Жилищное строительство ведётся главным образом по типовым проектам. В изобразительном искусстве Южной Кореи 50-80-х гг. существует много течений. Реалистическое направление европейского типа представляют живописцы Ким Инсын, Ли Джунсоп.

Подражание европейским модернистским течениям XX в. свойственно живописцам Ким Хванги, Нам Гван, скульпторам Ким Ёнхак, Чон Санбом. Национальным традициям следуют живописец Хо Бэннён, скульптор Ким Гён Сын и др. Приёмы национальной и европейской живописи XX в. сочетаются в творчестве Ким Гичхан, Пак Нэхён. Продолжается изготовление традиционных изделий декоративно-прикладного искусства.

Корея

Главный вход в храм Пульгукса близ Кёнджу. 751, перестроен в 1350.

Корея. Рис. 2

Пагода Таботхап в комплексе храма Пульгукса близ Кёнджу. 751.

Корея. Рис. 3

"Охота в горах". Роспись гробницы с танцующими (Муёнчхон) в районе Тунгоу. 6 в. Фрагмент.

Корея. Рис. 4

Статуя Майтреи — Будды будущкего. Позолоченная бронза. Нач. 7 в. Национальный музей. Сеул.

Корея. Рис. 5

Статуя Будды в храме Соккурам близ Кёнджу. Гранит. 8 в.

Корея. Рис. 6

Ваза "Тысяча журавлей". Керамика типа "сангам". Кон. 12 в. Частное собрание. Сеул.

Корея. Рис. 7

Тронный зал дворца Кёнбоккун в Сеуле. 1394 — 1396.

Корея. Рис. 8

Ким Ёнджун (КНДР). "Танец". Бумага, водяные краски. 1957. Музей искусства народов Востока. Москва.

Корея. Рис. 9

Ким Сик. "Пейзаж с лодкой". Шелк, тушь, краски. Нач. 17 в. Музей корейского изобразительного искусства. Пхеньян.

Корея. Рис. 10

Дворец спорта в Пхеньяне. 1973.

Корея. Рис. 11

Ваза с изображением пезажа с ланью. Фарфор. 18 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; Корейское классическое искусство. Сб. ст., М., 1972; О. Н. Глухарева, Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в., М., 1982; Kim Chewon, Kim Won-yong, The arts of Korea. Ceramics. Sculpture. Gold, bronze and lacquer, L., 1966.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОРЕЯ — Гос-во в Вост. Азии на Корейском п-ове. С 1897 — королевство Чосон. С 1905 — под колониальным господством Японии. В 1945 освобождена Сов. Армией. По договоренности между СССР и США в К. были установлены временные зоны ответственности сов. и амер. Филателистический словарь
  2. Корея — Полуостров на восточной окраине Азии. Пл. 220,8 тыс. км². Сухопутная граница, отделяющая п-ов от континента, проходит по долинам рр. Амноккан, Туманган и расположенному в их истоках вулканическому массиву Пэктусан. С В. омывается Японским... География. Современная энциклопедия
  3. Корея — Страна в Вост. Азии. Национальное название страны Чосон восходит к древнему этнониму и как название roc-ва упоминается в источниках уже в V-III вв. до н. э. Совр. иероглифическое написание этого названия читается как 'Страна утренней свежести'. Топонимический словарь
  4. КОРЕЯ — Страна на В. Азии, занимающая Кор. п-ов, прилегающую часть материка и ок. 3,5 тыс. близлежащих небольших островов. На С., по pp. Амноккан и Туманган, К. граничит с КНР, на небольшом участке — с СССР, на В. омывается Японским м., на 3. — Желтым м. Советская историческая энциклопедия
  5. Корея — (корейский — Чосон) I. Общие сведения К. — страна в Восточной Азии, расположенная в основном на Корейском полуострове, на прилегающей материковой части и островах. На В. омывается Японским морем (в К. оно называется Восточным), на З. Жёлтым морем... Большая советская энциклопедия
  6. КОРЕЯ — (Республика Корея, Южная Корея) государство в Азии, в южной части Корейского полуострова. Провозглашено 15 августа 1948 г. Столица — г. Сеул. Административное деление: 9 провинций и 2 города (Сеул и Пусан), имеющие статус провинций. Словарь по конституционному праву
  7. Корея — (кор. Чocoн) — страна в Вост. Азии, на Корейском п-ове (включая острова) и на прилегающей части материка. Пл. 220,8 тыс. км2, в т.ч. острова 6 тыс. км2 и демилитаризованная зона 1,1 тыс. км2. Hac. ок. 61 млн. чел. (1984), в осн. корейцы (99%). Офиц. Горная энциклопедия
  8. Корея — I Находясь между 34°17' и 42°25' с. ш. и 124°35' и 130°50' в. д., К. занимает площадь около 218192 кв. км и, образуя полуостров, соприкасается с материком только на С и СЗ, где границу ее составляют... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. КОРЕЯ — КОРЕЯ (кор. Чосон, букв. — страна утренней свежести) — страна в Вост. Азии, на Корейском п-ове (включая острова). 220,8 тыс. км2. Население ок. 67 млн. человек (1993) — 99% — корейцы. Официальный язык — корейский. Большой энциклопедический словарь