Верроккио, Андреа дель

(Verrocchio, Andrea del)

1435, Флоренция — 1488, Венеция.

Итальянский скульптор, одинаково успешно работавший в бронзе, мраморе, терракоте, монументальной скульптуре и малой пластике, один из выдающихся флорентийских живописцев эпохи Раннего Возрождения, во Флоренции возглавлял обширную мастерскую, которая была своеобразным учебным заведением. Здесь подростки учились рисовать с натуры, моделировать светотенью складки одежд, строить композиции и т. п. Именно в эту мастерскую в 1466 молодой флорентийский нотариус Пьеро да Винчи привел своего незаконнорожденного сына Леонардо. Творческая деятельность Верроккио связана преимущественно с Флоренцией (до 1483) и Венецией (1483—1488). В 1470-х работал также в Пистойе. В годы работы во Флоренции Верроккио выполнил целый ряд заказов правителей Флоренции — семьи Медичи. Сохранился составленный братом Верроккио — Томмазо — обширный список работ (по большей части утраченных), выполненных Верроккио для семьи Медичи. Одна из первых работ, упомянутых в этом списке, — большая мраморная раковина для омовения рук — Лавабо (ок. 1465—1470, Флоренция, церковь Сан Лоренцо, Старая сакристия). Предмет сугубо утилитарного назначения резец скульптора превратил в великолепное произведение искусства. Мраморную раковину украшают фигуры двух фантастических гарпий — женщин-змей с прекрасными, вдохновенными лицами и развевающимися волосами. Необычно решено и установленное в Старой сакристии надгробие Джованни и Пьеро Медичи (1469—1472) — одновременно массивный и изысканный по форме саркофаг из красно-лилового порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканфа. К числу самых значительных работ, выполненных по заказу Медичи, принадлежит бронзовая статуя Давида (1-я пол. 1470-х, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Работая над ней, Верроккио вступил в заочное соперничество с умершим в 1466 Донателло и его бронзовым Давидом. Задумчивости персонажа Донателло, мягкости и гармонии его облика, плавности линий тела Верроккио предпочел более острую экспрессию, юношеский задор, картинность позы. К числу монументальных скульптур Верроккио принадлежит эффектная группа Неверие Фомы, созданная для церкви флорентийских цехов Ор Сан Микеле, в украшении которой на разных этапах участвовали Донателло, Гиберти и другие мастера (ок. 1463—1480, Флоренция, церковь Ор Сан Микеле). В 1483 Верроккио получил предложение от властей Венеции воздвигнуть в этом городе конный памятник скончавшемуся незадолго до этого главнокомандующему сухопутными войсками Венеции Бартоломео Коллеони. Уроженец города Бергамо, входившего в состав венецианских владений, выходец из местной знати, Коллеони завещал похоронить себя на родине и ныне покоится в Бергамо, в родовой капелле Коллеони — одном из шедевров ломбардского зодчества. Но честолюбивый полководец завещал также воздвигнуть себе конный монумент в Венеции, на площади Сан Марко. Видимо, венецианские власти сочли это требование чрезмерным, и местом установки памятника была выбрана площадь Санти Джованни э Паоло. Верроккио не было суждено увидеть этот монумент законченным. Он скончался в Венеции в 1488, когда отливка монумента еще не началась. После смерти мастера отливкой памятника и его установкой на площади руководил его помощник Лоренцо ди Креди. Несомненно, Верроккио побывал в Падуе — ближайшем к Венеции городе на материке, и видел конный монумент Гаттамелаты работы Донателло. В решении статуи Коллеони, найденном Верроккио, есть некая скрытая полемика с Донателло. Спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккио предпочел агрессивное начало, легким антикизированным доспехам — тяжелые латы, непокрытой голове — великолепный тяжелый шлем, очертания которого подчеркивают грозную экспрессию лица, характерность энергичного, горбоносого профиля. Творчество Верроккио завершает историю флорентийской скульптуры XV в. В 1490-е, когда помощники Верроккио завершили работу над статуей Коллеони, во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело.

Лит.: Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. М., 1977. Т. 1—2; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIV—XV вв. М., 1987; Crutwell M. Verrocchio. London, 1904; Olaniscig L. Andrea del Verrocchio. Wien, 1941; Seymour Ch. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me