Вьен, Жозеф Мари

(Vien, Joseph Marie)

1716, Монпелье — 1809, Париж.

Французский живописец. С его именем связан резкий стилевой перелом во французском искусстве в середине XVIII столетия. Ученик Натуара и Ж. Ф. де Труа, он провел в Риме 6 лет, с 1744 по 1750. Живопись Вьена в римский период, а также в первые годы после возвращения в Париж остается в рамках довольно легкомысленного, театрального и гедонистического стиля, модного во Франции второй четверти XVIII в. и названного впоследствии "рококо" (Сусанна и старцы, 1747, Нант, Музей изящных искусств; Лот с дочерьми, 1747, Гавр, Музей; Дедал и Икар, 1754, Париж, музей Школы изящных искусств; за эту картину Вьен получил звание академика). Однако в конце 1750-х во французском искусстве начинается волна увлечения античностью, и Вьен одним из первых решительно переходит к новому стилю. Его картина Продавщица амуров, выставленная в Салоне 1763 (Фонтенбло, Нац. музей), была воспринята как манифест антикизирующего направления. Дидро встретил ее потоком восторженных похвал. Несмотря на фривольный сюжет, картина действительно содержала в себе все характерные черты стиля: барельефную композицию, ясное пространство, строгую линейность и скульптурность форм, явившиеся в дальнейшем нормой французского неоклассицизма. Став в 1755 директором Французской академии в Риме, он реформировал художественное образование, провозгласив "возвращение к античности", однако был более последовательным в педагогических принципах, чем в собственной живописи (Прощание Гектора с Андромахой, 1787, Париж, Лувр). Вьен был учителем Давида. В знак признания его выдающейся роли в художественной жизни Франции он был удостоен членства в Сенате (1799) и похоронен в Пантеоне.

Лит.: Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII в. М., 1968.

Н. Золотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me