Купка, Франтишек

(Kupka, Frantisek)

1871, Опочно, Восточная Богемия — 1957, Пюто. Чешский живописец, работавший во Франции. Один из основоположников абстрактного искусства. С 13 лет был подмастерьем у шорника, затем учеником мастера, писавшего вывески. В 1888 поступил в художественно-промышленное училище в Яромерже, в 1889 — в пражскую Академию художеств. В 1892 переехал в Вену, где продолжил обучение в Академии художеств и одновременно увлекся теософией. В 1896 обосновался в Париже и практически не покидал Францию до конца жизни. Сотрудничал во многих иллюстрированных журналах. В графических и живописных работах кон. 1890-х — нач. 1900-х преобладает социально-критический пафос (Деньги, 1899, Прага, Нац. галерея). Одновременно писал спиритуалистические аллегории, характерные для символизма (Путь молчания, 1903, Прага, Нац. галерея). В 1911 Купка включился в созданную братьями Дюшан "группу Пюто", в которую входили также Ф. Леже, Х. Грис, Ж. Метценже, А. Архипенко. С этого времени, отказавшись от сюжетной и аллегорической живописи, художник сосредотачивает внимание на решении формально-пластических задач. В "диких" картинах 1907—1910 проявилось его увлечение искусством греческой архаики, крито-микенским искусством (серия Жиголетты). Под воздействием футуристической теории симультанности, а также знакомства с современными научно-техническими достижениями (хронофотография, рентгеновские лучи) Купка обратился к опытам передачи движения посредством разложения форм на одномоментные аспекты (Женщина, собирающая цветы, 1910—1911, Париж, Нац. музей современного искусства). К 1911—1912 относятся его первые абстрактные композиции (Круги Ньютона, Париж, Нац. музей современного искусства; Аморфа, фуга в двух цветах, 1912, Прага, Нац. галерея; Этюд к языку вертикалей, 1911, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). В абстракциях Купки радужные цвета располагаются по концентрическим пересекающимся окружностям, расходящимся параболам, полусферам, создавая многомерные системы свертывающихся и раскрывающихся пространств (Вокруг точки, 1911, Париж, Нац. музей современного искусства; Размещение графических мотивов, 1912—1913, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). В теоретическом сочинении Творение в пластических искусствах (написано в 1911, опубликовано в 1923) Купка изложил свои представления о назначении искусства: художник призван найти зримые эквиваленты "другой реальности" — миросозидающих, животворящих сил вселенной. Большая серия Горизонтальные и вертикальные планы (1913—1928) строится на сложных пересечениях призматических форм, в которых играют цвета преломленных световых лучей, вызывая многоплановые ассоциации с готической архитектурой, музыкальной полифонией, космической гармонией (Собор, 1913, Париж, частное собрание; Голубое движение, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства). Длительное время Купка оставался одинокой фигурой во французском искусстве. В 1922 был назначен экстраординарным профессором пражской Школы изящных искусств (занимался обучением чешских студентов в Париже), что обеспечило ему материальную независимость. Встретившись с Ван Дусбургом, в 1931 включился в объединение "Абстракция—Творчество". В полотнах этого времени преобладают ортогональные пересечения прямоугольных плоскостей и сегментов. Отвлеченная стереометрия сменяется в серии работ 1925—1935 комбинациями машиноподобных форм (сомкнутые контуры шатунов, дисков, поршней). После Второй мировой войны регулярно участвовал в Салоне новых реальностей, получил широкое признание как один из основателей абстракционизма.

Лит.: Vachtova L. Frantisek Kupka, Pioneer of Abstract Art. New York; Toronto, 1968; Fauchereau S. Kupka. Paris, 1988.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me