Лаар, Питер ван

(Laer, Pieter van)

Ок. 1592, Харлем — после 1642, Харлем.

Голландский живописец и гравер, по прозвищу Бамбоччо (от итал. bamboccio — пузырь). В 1624—1639 жил и работал в Риме, посетил Францию, затем жил в Харлеме. В Риме, где, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко, Лаар создал новый, пользовавшийся успехом жанр живописи — тип небольших картин, изображавших непритязательные уличные сценки, быт бедноты на фоне городского и сельского пейзажа: крестьяне играют в народную игру, нищие собрались близ римской церкви, крестьянка уснула во время работы, разбойники напали на обоз, охотники расположились на привале (Нападение разбойников, Привал охотников, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Флагелланты, ок. 1635, Мюнхен, Старая пинакотека). Иногда архитектурные мотивы составляют боковые кулисы, в освещении сохраняются идущие от традиции караваджизма светотеневые контрасты, подчеркивающие объемность фигур. Наблюдательно и с чувством юмора переданы бытовые детали, теплая, темно-золотистая гамма красок оживлена красными и синими тонами одежд. Исполненные профессионально и занимательно жанровые сценки, принадлежавшие в основном приезжим голландским живописцам, которые группировались вокруг Питера ван Лаара, назывались "бамбочанти". Они участвовали в деятельности основанной в Риме в 1623 колонии "Бент" (Бентвогелс, Клуб перелетных птиц), возникновение которой стало своеобразной формой протеста против привилегированного положения Академии Св. Луки. "Бамбочанти" сыграли значительную роль в развитии итальянизирующего направления в живописи Голландии.

Лит.: Hoogeuerff J. J. De Bentvueghels. S’Gravenhage, 1952.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me