Лоренцетти, Амброджо

(Lorenzetti, Ambrogio)

Свед. с 1319—1348, Сиена.

Итальянский живописец. Мастер сиенской школы. Работал в Сиене и Флоренции, был записан в цех флорентийских живописцев. Видным художником был также его брат Пьетро Лоренцетти (свед. с 1320—1348, Сиена). В творчестве А. Лоренцетти органически соединились традиции сиенской живописи с присущим ей лиризмом и мягкостью и изобразительные принципы, воспринятые у Джотто и его последователей: обобщенность очертаний и энергично промоделированных форм, перспективные построения. В то же время творчество А. Лоренцетти представляет следующий этап в развитии итальянской живописи XIV в. Мир, изображаемый им, приобретает более конкретный, современный художнику облик, наполняется множеством мотивов и эпизодов реальной жизни. Господствовавший в живописи его времени условный пейзаж со скалистыми горками уступает место реальному ландшафту Тосканы с виноградниками на склонах холмов, полями, берегами озер и морских заливов. Новую трактовку получают у А. Лоренцетти даже наиболее традиционные религиозные темы. Обращаясь вслед за Дуччо и С. Мартини к излюбленной в Сиене теме Маэста (Величание Мадонны, ок. 1335, Масса Мариттима, муниципалитет), он вносит в иератически-торжественную композицию яркую эмоциональную окраску, целую гамму душевных движений. Лоренцетти создал новый для итальянской живописи XIV в. образ Мадонны, царственно величавой и в то же время полной нежных материнских чувств (Мадонна делла Латте, ок. 1430, Сиена, архиепископский дворец). Предвосхищая мастеров Раннего Возрождения, А. Лоренцетти заменил в Принесении во храм (1342, Флоренция, галерея Уффици) традиционный золотой фон построенной по правилам перспективного сокращения архитектурной декорацией и величественным церковным интерьером, в котором естественно и свободно размещены фигуры евангельских персонажей. В композиции Благовещение (1344, Сиена, Пинакотека) А. Лоренцетти вслед за безымянным талантливым мастером круга Джотто (т. н. Мастером детства Христа) применил элементы линейной перспективы с одной точкой схода. Кульминацией творчества А. Лоренцетти стали росписи на темы Доброго и Злого правления, опоясавшие фризом три стены зала заседания правительства Сиены (1338—1340, Сиена, палаццо Пубблико). Наряду с композициями Аллегория Доброго правления и Плоды Злого правления, воплощающими в аллегорической форме идею основанного на добродетели, мире и согласии правления граждан и злую, дьявольскую сущность правления рыцарей, замечательна третья композиция — Плоды Доброго правления. Здесь на фоне широко развернутой панорамы Сиены и ее сельских окрестностей, на площадях, узких улочках, в полях разыгрываются со множеством живых бытовых подробностей сцены мирной жизни горожан и селян. Творчество А. Лоренцетти оставило глубокий след в итальянской живописи XIV в., оказав значительное влияние на мастеров многих школ, от флорентийской до североитальянских.

Лит.: Carli E. Ambrogio Lorenzetti. Ivrea, 1954; Romkey G. Ambrogio Lorenzetti. Princeton, 1958; Carli E. Lorenzetti. Milano, 1960.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me