Маркези, Помпео

(Marchesi, Pompeo)

1783, ок. Комо — 1858, Милан.

Итальянский скульптор ломбардской школы. Ученик Дж. Франки и К. Пачетти в Академии Брера. До 1811 жил в Риме в качестве пенсионера. Затем работал в Милане, являлся официальным скульптором "австрийского дома". В Риме исполнил рельеф Сократ, увлекающий Алкивиада из дома куртизанок. За статую Сидящий Геракл (1810, Милан, галерея Брера) получил золотую медаль Академии Брера. Для арки Мира в Милане (1807) исполнил три рельефа: Въезд французской армии в Берлин, Победа в Лиссабоне, Создание королевства Ломбардии, две аллегорические статуи рек Адидже и Тольяменто, две статуи Свободы. Автор и других работ: статуй св. Филиппо и св. Фомы для собора в Милане (1810—1812), надгробия известного мецената и коллекционера графа Дж. Б. Соммарива в Комо (1829, Каденаббья, ораторий виллы Карлотта); статуй известных деятелей культуры — А. Вольта (1830, Милан, церковь Сан Карло), Ч. Беккариа (1829, Милан, галерея Брера), бюстов К. Амати (1827), Гёте (1837), А. Аппиани (1835), А. Кановы (1835, все — Милан, Галерея современного искусства). В 1852 создал группу Пьета (Милан, церковь Сан Карло), статую св. Екатерины Синайской (1856, Милан, собор); создавал жанровые группы в духе веризма сер. XIX в. (Материнская любовь, 1862), а также в академической манере на сюжеты из мифологии (Венера, 1835, обе — Милан, Галерея современного искусства). Стендаль в романе Пармская обитель упоминает П. Маркези как модного и плодовитого скульптора.

Лит.: Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960; Tardito R. Brera. Storia della Pinacoteca e delle sue collezioni. Firenze, 1986.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me