Матисс, Анри

(Matisse, Henri)

1869, Ле Като-Камбрези, Сев. Франция — 1954, Ницца.

Французский художник. Получив диплом юриста, работал в Сен-Кантене адвокатом (1889—1891). Рисовать начал в 1890. В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств в мастерской Густава Моро (1893—1899). В период обучения много работал над копиями в Лувре; в ранних натюрмортах подражал мастерам классической живописи, особенно Шардену (Бутылка схидама, 1896, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Под влиянием знакомства с полотнами импрессионистов, постимпрессионистов, а также Тернера (поездка в Лондон в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность. Значительное влияние на молодого Матисса оказала живопись Сезанна (Обнаженная натура. Слуга, 1900, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Посуда на столе, 1900, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Познакомившись с Синьяком в 1904, освоил приемы дивизионизма (Роскошь, покой и наслаждение, 1904, Париж, Нац. музей современного искусства). В нач. 1900-х вокруг Матисса сложилась группировка художников, заявившая о себе на выставках 1905 и 1906 и получившая название фовистов. В фовистских картинах яркие цвета накладываются энергичными взмахами кисти, натурная форма утрачивает отчетливость в бурлящей красочной материи (Женщина в шляпе, 1905, Сан-Франциско, частное собрание; Вид Коллиура, 1906, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). К 1908 Матисс вступил в пору творческой зрелости. В этом году он открыл собственную учебную мастерскую; опубликовал Заметки живописца, в которых изложил свое творческое кредо, свои представления "об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном". На становление творческих ориентаций Матисса значительное влияние оказало знакомство с негритянской пластикой, итальянскими кватрочентистами (путешествие в Италию в 1907) и особенно увлечение искусством мусульманского Востока (поездка в Алжир в 1906, посещение большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910). В работах кон. 1900 — нач. 1910-х Матисс достигает гармоничной уравновешенности цвета и рисунка: звучные цвета ложатся обширными плоскостями, заключенными в четкий контур, линия обретает выразительность изгибающейся "арабески". Добиваясь синтеза живописных элементов в их предельной интенсивности, художник строит композиции из развеществленных визуальных качеств: чистого, насыщенного цвета и форм, лишенных объема, тяжести, фактуры. Объемные предметы и узоры ковров, обоев, сосудов зрительно уравниваются, взаимодействуют как эквивалентные сгустки оптической энергии (Статуэтка и вазы на восточном ковре, 1908, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Красная комната, 1908; Голубая скатерть, 1909; обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). К числу шедевров этого времени относятся панно Танец и Музыка, созданные в 1910 для московского особняка С. И. Щукина (ныне — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В этих декоративных композициях, решенных в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зеленого и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах — дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности. В 1909 Матисс поселился в собственном доме в Исси-ле-Мулино. В полотнах, изображающих интерьеры, мастерскую художника, возникают сложные переплетения реальности и иллюзии: картины и скульптуры словно оживают, взаимодействуют с окружением (Мастерская художника, 1911, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Красная мастерская, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Настурции. Панно "Танец", 1912, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Поездка в Испанию зимой 1910—1911 отразилась в живописи Матисса мотивами национального искусства этой страны (Испанский натюрморт, 1911, Базель, Художественный музей). Впечатления от путешествий в Марокко, Танжер (1912—1913) оставили глубокий след в его творчестве; усложняя пространственные решения, художник органично включает экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (трехчастная сюита: Вид из окна. Танжер; Зора на террасе; Вход в казбу, 1912, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В период Первой мировой войны охватившее художника состояние глубокой эмоциональной подавленности выразилось в сумрачных, аскетичных полотнах; цветовая гамма сокращается до нескольких темных тонов, форма сводится к элементарным схемам прямоугольника, круга, овала, пересекающихся и параллельных линий (Вид на Нотр-Дам, 1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Балконная дверь в Коллиуре, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства). Опыт почти абстрактного геометризма подводит Матисса к новым решениям интерьерных композиций: дверные проемы, оконные рамы, карнизы, балконные решетки членят пространство на взаимопересекающиеся зоны и одновременно ритмически расчерчивают поверхность картины (Художник и модель, 1916, Париж, Нац. музей современного искусства; Окно. Интерьер с незабудками, 1916, Детройт, Институт искусств). С 1918 Матисс большую часть года проводил в Ницце. В его живопись возвращается радостная тональность залитых солнцем интерьеров, пышных букетов, экзотических орнаментов. В период 1920-х его излюбленная тема — "одалиски": распростертые и сидящие женские фигуры, обнаженные или одетые в восточные костюмы, окруженные многоцветным узором ковров, накидок, занавесей, сосудов (Одалиска в красных шароварах, 1924—1925, Париж, музей Оранжери; Одалиски, 1928, Стокгольм, Музей современного искусства). Одновременно художник продолжал заниматься скульптурой (с 1900), работал в технике литографии. В 1920 оформил постановку балета Стравинского Соловей. В 1930 Матисс провел три месяца на Таити. В том же году во время пребывания в США получил заказ на декоративное панно для Музея Барнса в Мерионе. В этой большой трехчастной композиции прорисованные тонкой линией женские фигуры в сложных поворотах располагаются на активном фоне из розовых, синих и черных полос (Танец, 1931—1933, первый вариант — Париж, Гор. музей современного искусства). С нач. 1930-х Матисс все большее внимание уделяет графике — рисунку пером, офорту, литографии. В его живописи усиливается графическое начало: фигуры очерчиваются гибкими, широко скользящими линиями, фактура обретает легкость, прозрачность, узор обозначается короткими штрихами, иногда процарапывается в красочном слое (Розовая обнаженная, 1935, Балтимор, Музей искусств; Дама в синем, 1937, Филадельфия, частное собрание; Румынская блуза, 1940, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1935—1936 художник выполнил несколько картонов для ковров. В 1939 Матисс покинул Париж и переехал в Ниццу. С 1943 жил преимущественно в Вансе. В 1941 перенес тяжелую операцию, после которой почувствовал, что ему дарована "вторая жизнь", испытал новый творческий подъем. В 1943, будучи прикованным к постели, открыл новую живописно-графическую форму декупажей — композиций, созданных путем наклеек, вырезанных из окрашенной гуашью бумаги. Из декупажей возник альбом Джаз, изданный в 1947. Этим приемом Матисс создавал эскизы для витражей, керамических панно, ковров, а также крупные станковые работы, т. н. "вырезанные картины" (серия Синие обнаженные, 1952; Полинезия. Море, 1946, Париж, Нац. музей современного искусства; Зульма, 1950, Копенгаген, Гос. музей искусств; Композиция (Бархатные ткани), 1947, Базель, Художественный музей). В 1940-х Матисс особенно много занимался комплексным оформлением книги (Пасифая Монтерлана, 1944; Цветы зла Ш. Бодлера, 1947; Избранная любовная лирика Ронсара, 1948; Поэмы Шарля Орлеанского, 1950). В поздней живописи маслом Матисс продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном (Красный интерьер, натюрморт на голубом столе, 1947, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Композиции с женскими моделями обретают особую интимность, цвет насыщается светом, предметы словно впитывают в себя спектральный состав световоздушной среды (Две девушки. Коралловый фон, голубой сад, 1947, частное собрание; Молчание в домах, 1947, частное собрание). Скульптура, которой Матисс занимался с начала своего творческого пути, служила ему подспорьем в живописи, способом изучения абрисов объемной формы. Развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий, круто изгибающихся, меняющих направление в пространстве (Лежащая обнаженная I, 1907, Балтимор, Художественный музей; Две негритянки, 1908, Вашингтон, Смитсоновский институт, Музей Хиршхорн; Серпантин, 1909, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств). Воспринятая от Родена импрессионистическая проработка поверхности создает впечатление размягченности, текучести формы. Ряд маленьких фигурок этюдного типа часто выстраиваются в серию, в которой реалистическая форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объемам (Голова Жанетты, 5 версий, 1910—1913; Генриетта, 3 версии, 1925). Особенно показательны в этом отношении четыре рельефа Обнаженная со спины (1909—1929, все — Париж, Нац. музей современного искусства), где исходная фигура с хорошо проработанной мускулатурой сокращается до трех массивных объемов. Итоговой работой Матисса стал ансамбль капеллы четок в Вансе (1947—1951). Художник дал целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера. На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св. Доминика, сцены Страстей Христовых). Лучи света, проникающие сквозь сине-желтые витражи, окрашивают атмосферу, ложатся цветными пятнами на пол и стены капеллы. Золотистый алтарь, легкие светильники гармонично завершают ансамбль, который сам художник считал наиболее совершенным воплощением своих эстетических идеалов. В 1952 в Ницце был открыт Музей Матисса.

Лит.: Алпатов М. В. Матисс. М., 1969; Эсколье Р. Матисс. Л., 1979; Анри Матисс. Статьи об искусстве. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. М., 1993; Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. М., 1993; Schneider P. Matisse. Paris, 1984; Noel B. Matisse. Paris, 1987.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me