Маффеи, Франческо

(Maffei, Francesco)

Ок. 1605, Виченца — 1670, Падуя.

Итальянский художник. Наряду с Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лиссом играл значительную роль в живописи барокко XVII столетия. До 1630 работал в Виченце, затем, по-видимому, до 1638 — в Венеции. Учился у мастера по имени Перанда. Испытал влияние Паоло Веронезе и Якопо Бассано, соединив в своем индивидуальном стиле приемы этих крупных живописцев. О раннем периоде творчества (1620—1630-е) сохранилось мало достоверных сведений. Алтарные картины этого времени (Рождество для церквей в Камерино, Ровиго, Карпенедоло, Аркуньяно) написаны в повествовательно-жанровой манере в духе Бассано, здесь проявились умение передавать эмоциональные переживания персонажей с помощью выразительной пластики их движений и влияние колорита Веронезе. В 1638—1649 работал в Венеции, выезжая в другие города. Продолжал писать большие алтарные картины (Поклонение волхвов, 1740-е, Виченца, собор), создавал в духе барочных апофеозов аллегории, прославляющие власть подеста различных городов Венеции и Бреши (Аллегория прославления подеста Дзани, Виченца, собор; Аллегория прославления подеста Кантарини, Виченца, Гор. музей). Подобные аллегории писал и в период 1649—1657, живя в Виченце (Аллегория прославления подеста Приули, 1756, Виченца, Гор. музей). С большой фантазией переданы сцены из жизни св. Цецилии, покровительницы музыки (Прекальчино, ок. Виченцы, муниципалитет), св. Антония (Чудо св. Антония, Брешия, церковь Сан Франческо), св. Николая Толентинского (Два чуда св. Николая, 1655—1657, оратория Сан Никколо собора в Виченце). Последнее десятилетие своей жизни, по-видимому, провел в Падуе (1657—1670). Франческо Маффеи сыграл значительную роль в переходе живописи Венето от маньеризма к барокко, оказал большое влияние на живописцев Венето.

Лит.: Ivanoff M. Francesco Maffei. Padova, 1942; Marini K. Precisioni e conclusioni su F. Maffei // Emporium. 1956. Settembre. P. 99—116.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me