Модильяни, Амедео

(Modigliani, Amedeo)

1884, Ливорно — 1920, Париж.

Французский художник итальянского происхождения. Учился в художественной школе Ливорно у Г. Микели (1899—1901), затем в Школах изящных искусств Флоренции (1902) и Венеции (1903). В нач. 1906 прибыл в Париж и обосновался на Монмартре. В портретах 1907—1909 проявилось увлечение молодого художника живописью Сезанна, Тулуз-Лотрека, фовистов (Еврейка, 1908; Виолончелист, 1909, оба — Париж, частные собрания). Переселившись в 1909 в Ситэ Фальгьер (Монпарнас), сблизился с К. Брынкуши и занялся скульптурой. Работая, как и Брынкуши, в камне методом прямой рубки, он вдохновлялся обобщенными формами древнеегипетской и африканской пластики. Модильяни вынашивал грандиозный замысел "Храма красоты" с многочисленными стоящими и сидящими кариатидами. Большая часть этих статуй была уничтожена им самим или утеряна, но сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о несомненной одаренности ваятеля (две Женские головы, 1911—1912; Лондон, галерея Тейт; Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Кариатида, 1913—1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1914 оставил пластику, отчасти из-за невозможности обеспечить себя материалом. Портреты 1914—1916, написанные в экспрессивной темпераментной манере, ярко характеризуют индивидуальность модели (Диего Ривера, 1914, Сан-Паулу, Художественный музей; Пабло Пикассо, 1915, Женева, частное собрание; Фрэнк Бюрти Хэвилэнд, Милан, собрание Дж. Маттиоли). Модильяни писал людей из артистической среды и богемы, колоритные фигуры жителей Монмартра и Монпарнасса. В некоторых работах острота социальной характеристики приближается к гротеску (Госпожа Помпадур, 1915, Чикаго, Институт искусств; Супружеская пара, 1915—1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1917 свободная живописность сменяется линейной стилизацией, складывается характерный тип "модильяниевского" портрета: полуфигура вытянутых пропорций охватывается плавно изогнутым контуром, сдержанная цветовая гамма строится на сочетании охристых, серых, черных тонов с добавлением голубого и зеленого (Жак Липшиц и его жена, 1916—1917, Чикаго, Институт искусств; Жан Кокто, 1917, частное собрание; Хайм Сутин, 1917, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Характерная особенность модильяниевских портретов — изображение глаз в форме миндалин, залитых голубым или черным цветом, что создает впечатление неуловимого взгляда, особой глубины и потаенности внутренней жизни модели (Дама с черным галстуком, 1917, Париж, частное собрание; Женский портрет, ок. 1918, Париж, Гор. музей современного искусства; Молодая служанка, ок. 1919, Буффало, художественная галерея Олбрайт-Нокс). Лирическая интонация доминирует в детских портретах, преисполненных грусти и нежности (Маленький крестьянин, 1918, Лондон, галерея Тейт; Девочка в голубом, 1918, Париж, частное собрание). В 1917 Модильяни познакомился с юной Жанной Эбютерн, сыгравшей важную роль в его личной и творческой биографии. В портретах Жанны принцип линейной стилизации обретает законченность и четкость лаконичной формулы. Удлиненный корпус в спиралевидном развороте очерчивается пересекающимися параболами и завершается наклонным овалом лица (Желтый свитер, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Жанна Эбютерн в шляпке, 1917—1918, Париж, частное собрание). Значительное место в творчестве Модильяни занимают фигуры обнаженных. Картины, изображающие белокурых девушек со спущенной рубашкой, отличаются волнующей интимностью, тонкой передачей дыхания плоти, ее трепетных соприкосновений с воздухом (Стоящая обнаженная, 1917, частное собрание). В серии распростертых обнаженных тугие формы бронзовых тел описываются ритмичными поворотами чеканной линии (Лежащая обнаженная, 1917, Штутгарт, Гос. художественная галерея; Большая обнаженная, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1918—1919 Модильяни побывал в Ницце и Кане. Природа и люди южной Франции пробудили в нем воспоминания о живописи Сезанна. Тяжелые последствия перенесенных в детстве заболеваний, отягощенные нищетой и богемным образом жизни, обрекли художника на раннюю смерть. Узнав о кончине мужа, на следующий день покончила с собой и Ж. Эбютерн.

Лит.: Виленкин В. Я. Амедео Модильяни. М., 1989; Диль Г. Модильяни. М., 1995; Roy C. Amedeo Modigliani. Geneve, 1958; Modigliani J. Modigliani sans legende. Paris, 1961; Sichel P. Modigliani. A biography. New York, 1967.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me