Монегро, Хуан Баутиста

(Monegro, Joan Bautista)

1546, окрестности Сантандера — 1621, Толедо.

Испанский скульптор. Работал как архитектор и скульптор в Толедо и Эскориале. В 1577 сотрудничал с Эль Греко в Толедо при создании алтаря церкви Сан Доминго Эль Антигуо. В Толедо был назначен архитектором Алькасара, с 1606 возглавлял работы в соборе. В архитектурных проектах следовал строгим классическим правилам, в скульптуре испытал влияние маньеризма. Его главное произведение — статуи Двора царей и Двора евангелистов в Эскориале (1572—1583). Вход во Двор царей открывается через западный фасад здания — одно из лучших созданий Хуана де Эрреры. Три портала, как и все здание, объединены общим карнизом. Его тяжелая горизонталь держит плоскость фасада. Строго по вертикали над входом, в верхнем ярусе, находится ниша, почти целиком занятая четырехметровой статуей св. Лаврентия работы Монегро, исполненной из камня, белого мрамора и позолоченной бронзы. Затененный и узкий арочный проход ведет в большой прямоугольный двор, называемый Двором царей. Вход в собор акцентирован тремя арочными проемами между шестью дорическими полуколоннами. Взор поднимается к широкой горизонтали дорического ордера и массивному аттику фронтона. Аттик служит как бы фоном для стоящих на высоких постаментах статуй ветхозаветных царей — Езекии, Иосафата, Иосии, Манассии, Соломона и Давида. Среди четких, ясных архитектурных форм колоссальные статуи сразу привлекают внимание. Так же как у статуи св. Лаврентия на главном фасаде, руки и головы царей выполнены из белого мрамора, а их короны, скипетры и символические атрибуты — из позолоченной бронзы. Выдвинутые вперед, окутанные развевающимися складками каменных одежд фигуры представлены в эффектных позах. Но в отличие от шумной общительности и энергии барочной скульптуры эти статуи существуют в изоляции друг от друга, ни к кому не обращены, их жесты и позы застылы, а экстатические возгласы, исторгаемые из разверстых уст, кажутся беззвучными. Примыкающий к собору с южной стороны Двор евангелистов также обязан своим названием скульптурам евангелистов работы Монегро, которые украшают стоящий в центре небольшой храм, так называемый Колодец евангелистов, созданный Хуаном де Эррерой в 1586. Монегро приписывают рельефный медальон с портретом Джанелло да Торре, итальянского инженера, соорудившего водоподъемник на реке Тахо в Толедо.

Лит.: Real Monasterio-Palacio de El Escorial. Madrid, 1987.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me