Муссини, Луиджи

(Mussini, Luigi)

1813, Берлин — 1888, Сиена.

Итальянский живописец тосканской школы, один из мастеров итальянского пуризма. Родился в Германии, в семье капельмейстера прусского двора, в 1840—1844 закончил Академию художеств Флоренции. Работал в Риме, где в 1844 вместе с учеником Ж. Б. Д. Энгра, швейцарским живописцем Францем Адольфом фон Штюрмером основал школу рисунка, откуда, по словам В. Камуччини, не признававшего метода пуристов, выходили "примитивные контуристы", так как большая роль в рисунке придавалась линии и специально изучалось наследие итальянских "примитивов". В 1848—1849 принимал участие в баталиях Рисорджименто, был участником тосканской экспедиции по освобождению Ломбардии от австрийцев (1848). В 1849—1851 совершил путешествие в Париж, где познакомился с живописью Энгра, Жерома, Шассерио. В Риме Муссини работал в интернациональной художественной среде, сблизился с кругом немецких романтиков — назарейцев, пользовался, как и Минарди, авторитетом в их кругах. Под влиянием назарейцев и разделяя эстетические взгляды пуристов, Манифест которых он подписал в 1842, отказался от литературных и исторических тем и обратился к живописи религиозно-нравственного содержания. В искусстве, как и у всех пуристов, его главными авторитетами являлись "ангел искусства" — Рафаэль, итальянские "примитивы", "живописец превосходной набожности" — Гвидо Рени. "О, как мы далеки от природы, какой ее изображали кватрочентисты", — писал Луиджи Муссини в книге воспоминаний (Scritti d’arte. Firenze, 1880). Обращение к национальной традиции — живописи умбро-тосканской школы проявилось в известном полотне Священная Музыка (1841, Флоренция, галерея Академии). Красивые и мягкие светотеневые переходы, особая светоносность красок, спокойная, уравновешенная композиция заставляют вспомнить произведения Рафаэля и Перуджино. Романтическая идея величия музыки как высшего вида искусства была близка художнику, выросшему в семье музыканта, ей посвящали свои работы и назарейцы. В полотне Священная Музыка лик ангела, держащего в руке партитуру священных гимнов, напоминает образы Рафаэля и Перуджино, как и лирический пейзаж с тонкими деревцами, видимый сквозь пролет ренессансной арки. Как и других мастеров пуризма, Муссини привлекали сюжеты нравственного содержания, популярные в среде романтиков темы из Гомера, Данте, Тассо, античной и ренессансной истории, Священного Писания. Сюжет полотна Муссини Эвдор, отдающий плащ рабу (1854, Флоренция, галерея Питти) заимствован из Илиады Гомера. Воинственный сын Гермеса Эвдор совершает благородный поступок, соответствующий христианской морали. Фигура наблюдающего Гомера привносит в трактовку сцены ощущение причастности автора происходящему событию, как бы самоотождествления его с персонажами поэмы. Подобный прием широко использовался и в итальянской литературе романтической эпохи. В поздних работах Луиджи Муссини, созданных после поездки в Париж, проявилось влияние Энгра (Женский портрет, 1851, частное собрание) и манерной салонной живописи Ф. Лейтона (Констанция у гробницы св. Агнессы, 1879, частное собрание). В Академии Сиены, где Муссини преподавал с 1851, он имел много учеников и последователей. Портретные изображения известного художника в медальоне исполнил скульптор-пурист Дж. Дюпре.

Лит.: Ottino della Chiesa A. L’arte moderna dal neoclassicismo agli ultimi decenni. Milano, 1968; Mazzariol G., Pignatti T. Storia dell’arte italiana. Roma, 1958.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me