Палмер, Самюэл

(Palmer, Samuel)

1805, Лондон — 1881, Лондон.

Английский живописец. Один из представителей романтизма, работавший главным образом в жанре пейзажа. Родился в семье небогатого книготорговца. Уже в 1819 выставлялся в Королевской академии художеств и Британском институте. Слушал лекции Дж. Флаксмена, испытал влияние раннего Тернера. Через своего приятеля Дж. Линнела познакомился в 1824 с Блейком и стал впоследствии наиболее значительной фигурой Братства древних — кружка молодых художников, собравшихся вокруг старого мастера. Линнел открыл для Палмера творчество Дюрера и Луки Лейденского. Палмер также увлекался поэтическими образами Дж. Мильтона и Дж. Китса. Отсюда его интерес к пасторали, к сельскому, романтически идеализированному пейзажу. Причудливые, залитые лунным светом или переливающиеся радужными цветами пейзажи Палмера не имеют аналогов в искусстве XIX в. Их порой мистически окрашенная отрешенность, пантеизм и созерцательность связывают конкретный мотив с образом Вселенной. В его произведениях как бы ощущаются внутренние токи и энергия роста деревьев, заключенная в цепкой хватке корней, их мускулистой силе и переплетениях. Люди и животные растворены в пейзаже, будучи сотворенными из той же материи, что и холмы, деревья, облака. Органичность связи образов Палмера с землей, с крестьянской жизнью, лишенной, однако, бытовизма, перекличка с сельскими мотивами средневекового искусства, а также своеобразная фантазия самого художника придают его работам элемент фольклорности, обаяние сказочности. Техника, в которой выполнены произведения мастера, изобретена им самим. Она основана на смешении густой сепии с клеем, акварелью и гуашью. В конце работы живописная поверхность покрывалась лаком и напоминала старую слоновую кость, словно украшенную драгоценностями. Эффект усиливался благодаря твердо очерченному контуру деталей и пастозно положенным пятнам чистого искрящегося цвета. Все это сообщает живописи Палмера высокие декоративные качества. Самые значительные произведения были созданы художником в короткий период с 1826 по 1833, получивший название Шоремского, по наименованию деревни в графстве Кент, где он жил в то время. После распада Братства древних мастер постепенно отходит от своих принципов. 1837—1839 он провел в Италии, где окончательно изменил манеру. По возвращении стал писать вполне профессиональные, но малоинтересные акварели. Его искусство было заново открыто и по достоинству оценено лишь в XX в. Оно оказало влияние на таких живописцев, как П. Нэш и Г. Сазерленд. Основные произведения: Пейзаж с холмами (ок. 1826, Лондон, галерея Тейт), В саду Шорема (ок. 1829, Лондон, Музей Виктории и Альберта), Волшебная яблоня (1830, Кембридж, Музей Фицуильям), Поле в лунном свете (ок. 1830, Лондон, собрание Кларк), Шествие после вечерней службы (1830, Лондон, галерея Тейт), Спящий пастух (1833—1834, Манчестер, Художественная галерея Уитворт).

Лит.: Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975; Grigson G. Samuel Palmer, the Visionary Years. London, 1947; Lister R. Samuel Palmer and his Etchings. London, 1969; Lister R. Samuel Palmer, a Biography. London, 1974; Sellar J. Samuel Palmer. New York, 1974.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me