Пачетти, Винченцо

(Pacetti, Vincenzo)

1746, Рим — 1820, Рим.

Итальянский скульптор. Мастер неоклассицизма. Сын резчика гемм Андреа Пачетти; в 1762—1770-е обучался в Академии обнаженной натуры на Капитолии при Академии Св. Луки у П. Пачилли. В 1766 выиграл приз на конкурсе за рельеф Фараон, сидящий на троне, принимает Якова и его сына Иосифа (Рим, Академия Св. Луки). В 1768 победил на конкурсе Балестры, представив рельеф на сюжет из Метаморфоз Овидия. В 1773 вновь одержал победу на конкурсе Балестры, получив первый приз за группу Ахилл и Пентисилея (Рим, Академия Св. Луки), о которой с похвалой отозвался А. Р. Менгс. Скульптура Пачетти, исполненная еще в традиции барочной пластики, имела своим прототипом античную группу Менелай и Патрокл (Флоренция, лоджия деи Ланци). С 1776 исполнял работы на вилле Боргезе в Риме, где создал рельефы и стукковый декор, грациозно сочетая традиции неоклассицизма и элементы рококо (в Большом салоне у входа — совместно с П. Каррадори, Т. Риги, М. Лабурером, Дж. Монти — камеи на пилястрах; в зале Гермафродита — три рельефа: Антиох сообщает Ахиллу о смерти Патрокла, Меркурий предсказывает судьбу Ахиллу, Гектор перед Юпитером, Юноной и Аполлоном и рельеф с путти; в зале Камей — Персей, освобождающий Андромеду и две камеи по рисункам С. Конки; в зале № 9 — рельеф Боррей и Оритийя; в зале № 19 выполнил рельефы в желтом мраморе на сюжеты из истории Аполлона. В парке виллы — фигуры двух морских коней для фонтана и головы Гиппократа и Галлиены для фронтона храма Эскулапа. Пачетти работал также по заказам семейства Колонна, английских заказчиков, Люсьена Бонапарта, выполняя реставрационные работы. К числу его удач в этой области относится реставрация статуи Фавн Барберини (Мюнхен, Глиптотека). В 1780—1790 Пачетти был самым влиятельным мастером в Риме: пять раз избирался регентом конгрегации Виртуозы Пантеона; в 1796 и 1801 — президентом Академии Св. Луки. Сотрудничал с мануфактурой Дж. Веджвуда при посредничестве Дж. Флаксмена. Участвовал в украшении Рима: убранство Пьяцца Колонна и палаццо Русполи по случаю приезда архиепископа Максимилиана Габсбургского; украшение площади Сан Луиджи деи Франчези в честь Людовика XV. Среди значительных поздних работ В. Пачетти: бюст художника М. Бенефьяла (1784, Рим, Академия Св. Луки) и скульптора П. Браччи (1795, Рим, Пантеон), бюст папы Пия VI (Генуя, палаццо Бьянко), рельефы с играющими путти, восходящие к помпеянским росписям (1789—1791, Рим, палаццо Альтьери), а также неоклассицистическое надгробие А. Р. Менгса (1785, Рим, церковь Сан Микеле э Маньо ин Борго) и памятник Великому магистру Мальты Э. Пинто де Фонсека (1774—1775, Ла Валетта, собор Св. Джона), в котором использован мотив пирамиды. Справедливо высказывание одного из современников В. Пачетти, что именно он "ввел неоклассицизм в итальянскую пластику". Интересным документом эпохи является Дневник В. Пачетти (Рим, Александрийская библиотека) и его труд Memorie enciclopediche romane (1806). В лице молодого Кановы, прославившегося в Риме в 1780—1790-е надгробиями папам в соборе Св. Петра, Виченцо Пачетти увидел своего соперника, назвав его работы "экстравагантными вещами". До 1799 он не посещал мастерской Кановы, но затем стал бывать в ней. Бюст В. Пачетти исполнил английский скульптор К. Хеветсон (1783, Марсель, Музей изящных искусств).

Лит.: Honour H. Vincenzo Pacetti // Connosseur. 1960. № 589. Vol. 146. P. 174—181; Honour X. The Rome of Vincenzo Pacetti. Leaves from a sculptor’s diary // Apollo. 1963. November. P. 368—376.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me