Род, Йорген

(Roed, Jorgen)

1808, Копенгаген — 1888, Копенгаген.

Датский живописец. Обучался с 14 лет у портретиста Х. Хансена в Академии художеств, дружил с его сыном К. Хансеном, впоследствии известным живописцем. После смерти Хансена занимался у К. В. Эккерсберга. Увлекся изображением памятников архитектуры под влиянием учителя и трудов историка искусства Нильса Лауритц Хойена о зодчестве Средневековья и Ренессанса. Принял участие в конкурсе 1835, организованном "Обществом искусств", получив первую премию за полотно Дворик в замке Фредериксборг (Фредериксборг, Художественные собрания). Писал также соборы в Орхусе (Копенгаген, Гос. музей искусств) и Роскилде (Орхус, Художественный музей), интерьер собора в Рибе в Северном Шлезвиге (1836, Копенгаген, Гос. музей искусств). В 1837 в качестве пенсионера Академии художеств поехал в Италию. Вместе с К. Хансеном путешествовал в Неаполь, Помпеи, Пестум, изучал памятники античности. Исполнил также картину на бытовой сюжет Двор тюрьмы в палаццо Барджелло во Флоренции (1842, Копенгаген, Гос. музей искусств), которую завершил уже на родине. В Италии на заказ писал полотна, копируя алтарные образы в известных церквах. В 1841 возвратился в Данию; был избран в том же году членом Академии художеств. Роду принадлежит копия Сикстинской Мадонны Рафаэля, исполненная для датского заказчика М. Хаммериха. На протяжении всей жизни писал портреты, изображая модели в интерьере (Портрет Генриэтты Туберг, 1833, Шарлоттенбург, Гос. художественное собрание) или пейзаже (Портрет художника, отдыхающего у дороги, 1852, Копенгаген, Гос. музей искусств). В 1862 получил звание профессора Академии художеств Копенгагена. Один из ярких представителей золотого века датской живописи, развивший реалистические традиции искусства К. В. Эккерсберга.

Лит.: Marussen H., Salling E. Akademiet og de skonne kunster. Lungby, 1979; The Golden Age of Danish Painting: Catalogue. N. Y., 1994.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me