Сегантини, Джованни

(Segantini, Giovanni)

1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария — 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария.

Итальянский живописец. В 1876 переехав с семьей в Милан, начал заниматься в Академии художеств, но вскоре оставил ее. Работал самостоятельно, писал пейзажи в окрестностях Милана. После знакомства в 1879 с братьями В. и А. Грубичи, художниками и маршанами, бывавшими в Париже, Сегантини увлекается французским искусством. По репродукциям, привезенным Грубичи, изучает произведения Милле и начинает создавать полотна на сюжеты из жизни крестьян и пастухов альпийских горных селений Брианца (1882— 1886), Савоньин (1887—1894), Малойя (1895—1899). Ранние, созданные в Брианца полотна Благословение овец, Стрижка овец (оба — 1882—1886, Санкт-Мориц, Музей Сегантини), "Аве Мария" на переправе (1886, Санкт-Галлен, Художественный музей), На пастбище (1886, Рим, Нац. галерея современного искусства) характерны для итальянского веризма 2-й пол. XIX в., с присущей ему правдивой передачей натуры и решением пленэрных задач. В них сказался не только интерес к сюжетам работ Ф. Милле, но и знание произведений Фаттори. В 1890-е под влиянием статей А. Грубичи и Г. Превиатти о дивизионизме, под впечатлением увиденных в Париже (1898) работ дивизионистов Сегантини начинает работать в новой манере. Он выставляется вместе с Г. Превиатти, В. Грубичи, Дж. Пеллицца да Вольпедо, Э. Лонгони, А. Морбелли, которых объединяет увлечение дивизионизмом. Интерес к теории спектрального разложения цвета Сегантини соединяет в своей новой живописной манере с традицией ломбардской школы. Его композиции строятся на сочетании экспрессивных коротких лучеобразных и удлиненных, уподобленных запятой мазков. В палитре художника преобладают зеленые, фиолетовые, желтые и серо-голубые цвета, рождающие ощущение искусственного освещения, в отличие от его произведений 1880-х. В подобной манере исполнены картины, созданные в Савоньино в 1887—1894 (Сбор сена, 1889—1890, Санкт-Мориц, Музей Сегантини; Две матери, 1889, Милан, Галерея современного искусства; Пахота, 1893, Мюнхен, Новая пинакотека; Альпы в мае, 1891, Цюрих, частное собрание). Работая с 1895 в селении Малойя, Сегантини пишет виды лугов в различное время года, заснеженные склоны горы Энгадин, поражающие космическим размахом и величием альпийской природы (Проявление весны, Сан-Франциско, Художественная галерея; Пастбища весной, Лукарно, галерея Фишер). Увлекаясь эстетикой символизма и находясь в курсе дискуссий о нем в итальянских журналах, Сегантини в 1890-е создает картины, полные таинственного и загадочного содержания, литературных и религиозных ассоциаций (Ангел жизни, 1894, Рим, Нац. галерея современного искусства; Горе, поддерживаемое верой, Гамбург, Кунстхалле; Любовь у источника жизни, 1896, Милан, Галерея современного искусства). Под влиянием японского искусства, индийского эпоса и буддийской философии, которыми увлекался художник, были написаны полотна Нирвана сладострастных (1891, Ливерпуль, Художественная галерея) и Нирвана для плохих матерей (1890-е, Вена, Музей истории искусства). Характерное для художника-символиста увлечение музыкой (Сегантини сам являлся автором музыки к двум балетам), идея соединения в искусстве музыки и живописи проявились в посвященном Г. Доницетти полотне Музыкальная аллегория (1896, Санкт-Мориц, Музей Сегантини). Унаследованная символистами от романтиков идея общих для человека и природы жизненных циклов заключена в Альпийском триптихе (1896—1899, Лукарно, галерея Фишер). Весенний альпийский вид символизирует пробуждение природы и человека, а изображение зимнего и осеннего пейзажей — заключительные аккорды жизненного цикла. Исполненные каждый в определенной колористической гамме, они приведены к красочной гармонии, в которой выразительные средства живописи и музыки должны были составлять единство. Проблеме синтеза различных видов искусства, характерной для искусства европейского модерна, Сегантини посвятил ряд теоретических статей, написанных в 1891—1893, ей посвящены и письма, опубликованные в 1970 Л. Витали. Художественное воплощение эти идеи нашли в созданных для павильона Парижской выстав ки 1900 эскизах больших панно (до 19,5 м) с видами гор Энгадин в различное время года (Санкт-Мориц, Музей Сегантини). Над панно предполагалось разместить медальоны с изображением альпийских растений и птиц. Портреты, созданные художником (Автопортрет, 1883— 1884, Санкт-Мориц, Музей Сегантини; Настоятель Карло Рота, Милан, Центральный госпиталь; Витторио Грубичи, 1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), исполнены в свойственной Сегантини манере лучеобразного динамичного мазка и передают глубокое и тонкое постижение внутреннего мира моделей. При жизни художником была написана Автобиография, изданная в 1910. Живописные поиски Сегантини оказали влияние на мастеров итальянского авангарда 1910-х — Балла, Боччони, Карра, Северини, составивших первое поколение итальянских футуристов.

Лит.: Федотова Е. Д. Сегантини. М., 2004; Segantini G. Scritti e lettere. Torino, 1910; Seganrini G. Venticinque lettere, a cura di L. Vitali. Milano, 1970; Somare E. Giovanni Segantini. Bergamo, 1937; Quinsac A. P. La peinture divisionniste italienne. Origines et premiers de developpements. 1880—1895. Paris, 1972; L’Opera completa di Segantini / Pref. di F. Arcangeli, apparati critici e filologici di M. C. Gozzoli. Milano, 1973.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me