Сёра, Жорж

(Seurat, Georges)

1859, Париж — 1891, Париж.

Французский живописец и график. Наряду с Синьяком инициатор течения "неоимпрессионизм"; творчество Сёра приходится на период, получивший название "постимпрессионизм". Родился в состоятельной семье, которая поддерживала его желание стать художником. С 1875 посещает Муниципальную школу рисунка, в 1878 принят в Школу изящных искусств, в мастерскую А. Леманна, ученика Энгра. Сёра много работает с натуры, копирует в Лувре, прилежно осваивает основы академического искусства. Одно из первых произведений — Анжелика, прикованная к скале (кон. 1870-х, Лондон, частное собрание) — является копией фрагмента картины Энгра Роже, освобождающий Анжелику. Начинает интересоваться теорией цвета, изучает проблемы взаимоотношения цвета и света, читает Э. Шеврейля, труды Г. В. Дове, Г. Л. Ф. Гельмгольца, Д. К. Максвэлла и др. Из современных художников с особым вниманием относится к Делакруа, Коро, Милле, барбизонцам и нередко разрабатывает сходные темы: Каменщики (ок. 1881, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Крестьянки за работой (ок. 1883, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма), Косарь (1883, Нью-Йорк, частное собрание), Мать за шитьем (1883, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В 1883 впервые выставляется в Салоне: Портрет Аман-Жана (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Важную роль в творческом формировании Сёра сыграло посещение Четвертой выставки импрессионистов в 1879. "Впечатление было подобно неожиданному и глубокому шоку", — свидетельствовал сам художник. Он начинает больше работать на пленэре, отчасти используя технику импрессионистов, его палитра светлеет. В пейзаже Рыбаки на берегу Сены (1883, Труа, частное собрание) много света, воздуха, мерцающих бликов. В том же 1883 Сёра пишет большое полотно Купание в Аньере (1883—1884, Лондон, Нац. галерея), открывающее новый период его творчества. Прозрачен воздух, зыбки очертания деревьев, струятся, словно подернутые рябью, воды, среди исполненного дыхания живой природы пейзажа особенно необычно выглядят застывшие фигуры людей. В их неподвижности есть таинственная загадочность, придающая им значительность. Все формы переданы объемно, контуры четки, ритмы спокойны, композиция уравновешенна. Материальная убедительность трактовки придает бытованию персонажей в пространстве картины ощущение вечности, стабильности, которая несколько контрастирует с зыбкой подвижностью пейзажа. Воскресная прогулка после полудня на острове Гранд-Жатт (1884—1886, Чикаго, Институт искусств) экспонировалась на Восьмой выставке импрессионистов в 1886. Фигуры реальных людей, одетых в современные костюмы, словно внезапно замерли под воздействием некоего заклинания, застыла в прыжке собака, на берегу остановились дети, окаменели деревья, травы, лучи света, тени и отражения. Огромный холст (2,05 ? 3,08 м) написан мелкими разноцветными точками, образуя подобие мозаики, причем использованы чистые краски в расчете на то, что на некотором расстоянии, оптически совместившись в глазах зрителя, они дадут нужный тон. Подобный прием получил название "пуантилизм" (от франц. point — точка), или "дивизионизм" (от франц. division — разделение), ибо краски не смешивались и каждый мазок существовал раздельно. Спонтанному методу импрессионистов пуантилисты стремились противопоставить систему, основанную на точном рациональном расчете. Сёра тщательно рассчитывает сбалансированность холодных и теплых тонов, равновесие цветовых и пластических масс, возвращается к идее большой композиционной картины, что сыграло важную роль в развитии декоративно-прикладного и монументального искусства кон. XIX — нач. XX в. Сёра умер в возрасте 31 года, и теоретическое обоснование и пропаганду его метода продолжил друг и сподвижник художника Синьяк. Произведения: "Мария" в Онфлере (1886, Прага, Нац. галерея), Мол в Онфлере (1886), Воскресенье в Порт-ан-Бессане (1888, обе — Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер), Натурщицы (1888, Люксембург, частное собрание, хранится в Мюнхене, в Старой пинакотеке), Канкан (1889—1890, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер), Пудрящаяся женщина (1889—1890, Лондон, Институт Курто); Цирк (1890—1891, Париж, музей Орсе).

Лит.: Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников / Сост. К. Г. Богемская. М., 1976; Перрюшо А. Жизнь Сёра. М., 1992; Dorra H., Rewald J. Seurat L’?uvre peint, biographie et catalogue critigue. Paris, 1959; Rewald J. Seurat: A biography. New York, 1990.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me